Aldo_Rossi

Aldo Rossi

Альдо Росси (Aldo Rossi 1931—1997) — итальянский архитектор, художник, график и теоретик архитектуры.

Родился в Милане в 1931 году. В 1959 году окончил Миланский технический университет.

В 1960-е годы Альдо Росси в основном занимался теоретической работой, испытывая влияние нескольких значительных тенденций: итальянского рационализма, неоклассической архитектуры, работ итальянского художника, основателя метафизической школы живописи — Джорджо де Кирико.

В своих текстах и изысканиях Росси подвергал критике характерное для архитектурно-градостроительной практики 1960-х годов отношение к городской среде. Архитектор спорил с представлением о том, что город может проектироваться и создаваться как единовременно возникающий объект, существующий вне времени. Города, по мнению Росси, имеют тенденцию развиваться во времени и накапливать «коллективную память». Таким образом, «несущий каркас» города — это памятники архитектуры.

В своей архитектурной практике Альдо Росси отразил перечисленные выше влияния, продолжив линию «метафизической архитектуры», формировавшейся в Италии в 1920—1930-х гг. (архитектура итальянского рационализма). Однако в отличие от архитекторов-рационалистов первой половины XX в. Росси работал с иными архитектурными формами, создавая проекты и постройки, являющиеся программными примерами архитектурного постмодернизма.

В конце 1970 — начале 1980-х гг. его теоретические и практические работы имели большое влияние. Архитектурная практика мастера, относящаяся к этому времени, служит наглядным воплощением его теоретических положений, изложенных в таких трудах как «Архитектура города» («L’architettura della città», 1966), «Научная автобиография» («Autobiografia scientifica», 1981). В 1970—1990-е годы Росси не только проектировал и строил различные здания, но также продолжал теоретическую работу и активно занимался дизайном мебели, предметов интерьера, посуды и т. д.

В 1990 году архитектор стал лауреатом знаменитой Притцкеровской премии.

Альдо Росси погиб в 1997 году в автомобильной катастрофе в Милане.

Город, как человек, помнит свое прошлое

Здания, спроектированные Росси, не рассчитаны на то, что глядя на них, вы будете восхищаться, умиляться и предаваться визуальному удовольствию. Они как тест Роршаха по чернильным пятнам — в этих обманчиво простых зданиях каждый видит (или воспоминает) то, что хочет видеть. Город, как человек, помнит свое прошлое, а архитектурные памятники – и есть «воспоминания», придающие ему определенную структуру, – утверждал Росси в своей книге «Архитектура города» («L’architetturadellacittà»), изданной в 1966 году.

В своих теоретических работах Росси критикует характерное для архитектурно-градостроительной практики 1960-х годов отношение к городской среде. Архитектор спорит с представлением о том, что город может проектироваться и создаваться как единовременно возникающий объект, существующий вне времени. Города, по мнению Росси, имеют тенденцию развиваться во времени и накапливать «коллективное сознание».

Архитектор всего лишь создает площадку, предназначенную для проигрывания определенных сценариев, и «архитектура в большей степени ритуал, чем творчество», – любил повторят профессор Альдо Росси на своих лекциях, которые он читал на родном итальянском, а также английском, французском и немецком языках в крупнейших университетах Европы и США.

Эту идею можно проиллюстрировать с помощью школы в Фаньяно-Олона (Италия), в которой, например, предусмотрено специальное место, где можно делать фотографии всего класса.
Похороны — это тоже ритуал в жизни каждого человека. В 1970 году Росси приступает к модернизации кладбища Сан Катальдо в Модене (Италия). Кладбище в старинном городе с многовековой историей хранит память о нескольких поколениях, похороненных здесь, и грядущие поколения найдут покой в этих холодных бетонных объятиях.

Альдо Росси выполняет проект в простых геометрических формах из кажущейся бесконечной серии колоннад, окружающие куб колумбария. Это город мертвых, в нем даже обычные геометрические формы иррационально мучительны для живого восприятия, но если отвлечься от эмоций, то возникает ощущение, что время остановилось.

И вечность, выраженная в этой архитектуре, становиться фоном, на котором разворачивается драма человеческой жизни. «Я всегда утверждал, что места более сильны, чем люди, неподвижная сцена, более сильная, чем преходящая последовательность событий», – написал Росси в «Научной Автобиографии». «Это – теоретическое основание не моей архитектуры, а самой архитектуры».
Впрочем, созданная Росси в прямом смысле слова «подвижная сцена», потрясает силой воображения. К Венецианской биеннале 1979 года архитектор придумывает плавающий театр «TeatrodelMondo». Здание в форме восьмиугольной башни с пирамидальной крышей, похожее на кофейник, было построено на деревянной барже и перемещалось по каналам Венеции.

Привычные пейзажи старинного города таинственным образом то менялись, то вновь становились прежними, в зависимости от того, куда на этот раз пришвартуется плавающее здание. «Место, где заканчивается архитектура и начинается мир воображения», – так сам автор охарактеризовал свой проект.

Кофейник, как образ дома

Геометрические формы (куб, цилиндр, призма, пирамида, параллелепипед), восстановленные в своей чистоте в зданиях Росси – это своего рода противодействие уничтожению истории, создание ауры целостности и подлинности посреди суматохи современного города.

Повторение геометрических форм в одном проекте создает ощущение устойчивости, стабильности и вечности, как например, корпуса-параллелепипеды здания на Новой площади в Перуджи (Италия) или колонны-цилиндры отеля «Палаццо» в Фукуоке(Япония). Кстати, янтарный фасад отеля «Палаццо» напрочь лишен окон, за что архитектора не раз критиковала пресса.

Объясняя отсутствие окон, Альдо Росси апеллировал к роману английского писателя Эдварда Форстера «Комната с видом»: «В начале романа вид на Флоренцию очень важен. Но в финале действительно важным оказывается пребывание в самой гостинице, любовь и жизнь, разворачивающаяся внутри».

Видимая обманчивая простота зданий Росси, узнаваемые с детства по игре «в кубики» геометрические фигуры заставляют сознание идти вглубь объекта, чтобы соприкоснуться с его сутью. Так сам Росси в начале своей карьеры часами, сам не понимая почему, сидел в большой кухне у госпожи S, живущей на Озере Комо, рисуя кофейники, кастрюли, бутылки.

Ему особенно нравились странной формы эмалированные кофейники: синие, зеленые, красные. Они станут миниатюрами его будущей фантастической архитектуры. А рисунки Альдо Росси получат не меньшую известность, чем здания им спроектированные. И это при том, что в пору ученичества один из преподавателей заявил, что студент Миланского политехнического университета Росси рисует так, словно он – деревенский строитель.
Интересно, что ирреальный образ кофейника, повторяющийся во многих рисунках, а иногда в виде башни с конусообразной крышей вырастающий на улицах какого-нибудь европейского города, однажды все-таки превратился в настоящий кофейник, из которого можно налить ароматный напиток.

Итальянская компания Alessi поручила Росси разработать дизайн кофейной и чайной посуды, которая стала шедевром утонченности и изящества, воплощенных в предметах повседневной жизни.

«Моя архитектура не зависит от времени»

Два десятилетия – 1970-80-е годы – Альдо Росси был одним из самых влиятельных архитекторов мира. Его произведения получили признание сразу в нескольких областях: теории архитектуры, живописи и графике, собственно архитектуре, а также проектировании изделий. Можно снять номер в отеле Росси с картиной Росси над кроватью, носить наручные часы Росси, сидеть в кафе на стуле Росси и наливать себе кофе из кофейника, сделанного по его эскизам.

На трех континентах он создавал для людей тот вечный фон, на котором разыгрывается драма человеческой жизни: школы, университетские корпуса, торговые центры, театры, музеи, жилые кварталы, кладбище… Альдо Росси оставил в наследство потомкам более 100 зданий в Европе, США, Канаде, Японии и офисы в Нью-Йорке, Гааге, Токио, Милане.

В некрологе, напечатанном в крупнейшей газете мира «The NewYork Times» в сентябре 1997 года, напишут: «Человеческая жизнь может оказаться хрупкой игрушечной, и, одновременно поражать своим колоссальным масштабом. Точно также, как здания, созданные архитектором Альдо Росси».
В 2012 году после публичных объяснений проектировщиков общественность Манчестера успокоилась и приняла странных домов «а-ля Росси». Действительно, что может быть гармоничней, проще и таким непонятным, чем куб, пирамида, цилиндр, конус или шар, вписанные в городскую среду. Будто кто-то вынес на улицу детский строительный материал огромных размеров.

И построенные из него сразу крошечные и гигантские здания, измеренные собственным масштабом, стоят и будут стоять, как воспоминания детства, неподвластные разрушениям. И, конечно, жители Манчестера одобрили появление новых домов по тому же проекту. В таком «типичном доме» живет вечность, неизменность, постоянство, нейтральность, неподвластные времени, как кофейник с горячим кофе, стоящий на кухонной плите. Как домик с крышей-пирамидкой на рисунке ребенка.
«Я всегда чувствовал, что моя архитектура не зависит от времени. Всю жизнь я избегал сплетни, которая окружает группы, школы, журналы, газеты, архитекторов, и так далее. Но прежде всего, я всегда отклонял стили и моды», – сказал Альдо Росси в своей благодарственной речи на вручении Притцкеровской премии (аналог «Нобеля» по архитектуре, учрежденной семьей Притцкеров – владельцами сети отелей Hyatt).

«Я не одержим архитектурой, но я всегда пытался сделать архитектуру честным открытым путем, как все те люди, которые честно работают по своей специальности. Как каменщики или рабочие, которые строят соборы, фабрики, большие мосты…».

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8,_%D0%90%D0%BB%D1%8C%D0%B4%D0%BE

www.fondazionealdorossi.org

Cemetery_Province_of_Modena-_Italy-_1971
Cemetery Province of Modena, Italy, 1971
Maxistuhl "Parigi" von Aldo Rossi in Weil am Rhein
„Parigi“ Chair in Weil am Rhein (Photo Andreas Schwarzkopf)
Чайный набор дизайна Альдо Росси
Чайный набор дизайна Альдо Росси
Здание газетного комплекса, Берлин, Германия (1996)
Здание газетного комплекса, Берлин, Германия
(1996)
Здание делового центра правления (Centre Direzionale), Перуджа, Италия (1982-1988)
Здание делового центра правления (Centre Direzionale),
Перуджа, Италия
(1982-1988)
Театр del Mondo, Венеция, Италия (1979-1980)
Театр del Mondo, Венеция, Италия
(1979-1980)
Здание газетного комплекса, Берлин, Германия (1996)
Здание газетного комплекса, Берлин, Германия
(1996)
Cenrto Torri, Shopping center
Centro Torri Shopping center 1988