Arne_Jacobsen

Arne Jacobsen

Арне Якобсен (Arne Emil Jacobsen) (1902 —  1971) — датский архитектор и дизайнер, основоположник стиля «датский функционализм». Вместе с Алваром Аалто является наиболее известным представителем скандинавского дизайна.

Родился 11 февраля 1902 года в Копенгагене в семье торговца булавками и кассирши банка. В 1925 году поступил в Датскую королевскую академию изящных искусств (Det Kongelige Danske Kunstakademi). Перед тем как покинуть академию, Якобсен совершил поездку в Германию, где он познакомился с рационалистической архитектурой Мис ван дер Роэ и Вальтера Гропиуса. Их работа повлияла на его ранние творения, включая его дипломный проект художественной галереи, которая принесла ему золотую медаль.

Якобсен стал одним из первых, кто своей архитектурой представил модернизм в датском дизайне. Первыми крупными работами архитектора стали «Дом будущего» (House of the Future) в (1929), Bella Vista housing в Копенгагене (1930-34) и Functionalist Rethenborg House в Ордрапе (Ordrup) (1930).

Работая над проектом дома, он параллельно разрабатывал и дизайн всех его отдельных элементов — мебели, тканей, посуды, осветительных приборов и окружающих ландшафтов.

Для своих наиболее известных архитектурных проектов, Аэропорта авиакомпании SAS и Radisson SAS Royal Hotel в Копенгагене (1856-1960), Якобсен спроектировал каждую деталь, вплоть до вилок, ножей и ложек. Кресла-скульптуры из литых стекловолоконных форм “Лебедь и “Яйцо” – творения Якобсона для отеля, стали настоящими шедеврами в мире дизайна и до сих пор остаются непревзойденными по удобству, простоте и изяществу стиля.

Еще ранее, в 1952 году, появился еще один шедевр от Якобсена – стул “Муравей” (Ant Chair) – а точнее серия штабелированных стульев из отформованной фанеры с металлическим каркасом. Впервые спинка и сидение стула были сделаны из одного куска фанеры. Дизайн стула “Ant” положил начало всемирной известности Арне Якосена как дизайнера мебели. Свыше миллиона стульев “Муравей” было распродано. Это первая настоящая промышленная мебель, ставшая иконой скандинавского дизайна.

Следующим шедевром Якобсена, как по значимости, так и по дате создания, является модель “3107” 1955 года, обычно называемая “Номер 7”. Стул первоначально был выполнен из бука в белом и черном цвете. Впоследствии датский архитектор Вернер Пантон (Verner Panton) и датский художник Поль Гернес (Poul Gernes) расширили цветовую гамму, и сейчас стул выполняется разнообразной цветовой палитры из разных материалов (бук, клен, ясень, вишня). Стул номер 7 (1955) является одним из самых успешных коммерческих проектов, со дня его создания было изготовлено более пяти миллионов его копий. Сидя в креслах и на стульях Якобсена, начинаешь заново ощущать разумную органику человеческого тела. Они сочетают в себе элегантность формы, рациональный подход к использованию материалов и легкость. Лишь единицам удалось превзойти обостренную чувствительность художника по отношению к пропорциям и цвету.

Талантливый архитектор, во всем мире Якобсен был известен как дизайнер мебели, но именно неординарное архитектурное мышление во многом повлияло на оригинальные формы созданных им предметов. Особенно это проявилось в его работах 60-х годов, когда внимание дизайнера привлекли геометрические формы: круги, цилиндры, треугольники и кубы. В это время были созданы набор посуда “Cylinda-Line” для компании Stelton и серия ламп “AJ” для Louis Poulsen, которые также стали классикой дизайна 20 века.

Незадолго до своей смерти, размышляя об успехе своего творчества, Арне Якобсен сказал: “Основной фактор – это пропорции. Именно пропорции делают греческие храмы такими прекрасными… И когда мы смотрим на самые выдающиеся здания Ренессанса и Барокко, мы видим, что все они имеют идеальные пропорции. Это важнейшая вещь”.

Любая функциональная вещь, по его мнению, должна иметь свое самостоятельное дизайнерское решение. Показательными примерами здесь становятся наиболее известные архитектурные проекты Арне Якобсена: аэропорт авиакомпании SAS и Radisson SAS Royal Hotel в Копенгагене. В них он спроектировал каждую деталь, вплоть до вилок, ножей и ложек.

Когда началась вторая мировая война, ему, как еврею, пришлось бежать из Дании в Швецию, где ему запретили работать архитектором, и он стал художником по тканям.

В 1945 году возвращается в Дании, где начинает работать над строительством жилья и школ. В 1950 году начинает пятилетний проект по работе над серией домов Søholm в Klampenborg. Этот проект ознаменовал новый экспериментальный этап в жизни Якобсена. В 1957 году спроектировал «Круглый Дом» на острове Sjaellands, который стал кульминацией экспериментов Якобсена с темой «дом будущего».  В 1966 году выиграл конкурс на проектирование новой штаб-квартиры Национального банка в Копенгагене, строительство которого завершилось уже после смерти архитектора.

«Быть архитектором — это постоянная работа. Идеи не появляются как кролики из шляпы фокусника»

Скончался Якобсен в Копенгагене в 1971 году.

https://en.wikipedia.org/wiki/Arne_Jacobsen

www.arne-jacobsen.com

The Skovshoved Petrol Station,Skovshoved Denmark 1936 Photo Alastair-Philip-WiperThe Skovshoved Petrol Station, Skovshoved Denmark 1936 (Photo Alastair-Philip-Wiper)

HEW Vattenfall Europe, Hamburg, Germany 1970 Photo GNU FDLHEW Vattenfall Europe, Hamburg, Germany 1970 (Photo GNU FDL)

8004f3_0cc18ba3ef5b403faf198faf87f40b678004f3_6d8970b9043542ba8ecc6b2c504706ea

Drop Chair
Drop Chair
Grand Prix
Grand Prix
 стул «Муравей» (Ant Chair)
стул «Муравей» (Ant Chair)
стул модель 3107
стул модель 3107
Кресло Arne Jacobsen Style Egg Chair
Кресло Arne Jacobsen Style Egg Chair
Настольная лампа Arne Jacobsen Style AJ Table Lamp черная
Настольная лампа Arne Jacobsen Style AJ Table Lamp черная

Стулья

OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Bellevue Beach, Klampenborg, Denmark 1932 (Photo seier+seier)