by James Craig Annan, modern bromide print, 1893

Charles Rennie Mackintosh

Чарльз Ренни Макинтош (Charles Rennie Mackintosh; 1868 — 1928) — шотландский архитектор, художник и дизайнер, родоначальник стиля модерн в Шотландии.

Родился 7 июня 1868 года в Глазго. Учился в Школе искусств Глазго (Glasgow School of Art).  С 1889 года работал художником-чертёжником в Глазго в фирме «Джон Хонеман и Кеппи», совладельцем которой стал в 1904 году. В 1893 г. Макинтош создал свой первый самостоятельный архитектурный проект — башню для здания «Глазго Геральд». Работы Макинтоша в целом принадлежат по своей стилистике к модерну. В среде английских художников встретил резкое осуждение работ, а в Европе быстро прославился. Чарльз Ренни Макинтош стал новатором конструктивной линии модерна с характерной для неё прямолинейностью форм и их ясным построением. Его мастерство было основано на типично столярной геометрически прямолинейной конструкции с преобладанием вертикальных линий.

Макинтош разработал особый декоративный стиль, в котором геометрические элементы связываются качающимися, разлетающимися по сторонам линиями, который на рубеже XIX—XX столетий был типичен для европейского декоративного искусства. Умение мастера связать свои идеи символизма с классическим архитектурным образованием вызывали такое восхищение современников, что художественные критики говорили о новом течении в искусстве — «макинтошизме».

Чарльз стал родоначальником нового направления модерна. Его продвижением в Глазго занималась “группа 4-ых”. Помимо Чарльза в нее входили трое его друзей. Новый стиль нашел отражение в предметах мебели и убранстве интерьера, графических работах, декоративно-прикладном искусстве. Друзья Макинтоша были художниками. И только Чарльз увлекался архитектурной деятельностью.

В основе его творческого мировоззрения лежали принципы проектирования традиционного сельского жилья Шотландии и элементы средневекового “баронского стиля”. А это явные признаки неоромантического модерна. Однако со временем Макинтош начинает усиленно работать над созданием уникального графического средства художественного выражения. Он любил наблюдать за необычными природными формами и делать их зарисовки. Эта привычка сформировалась еще в детстве. Во взрослом возрасте Чарльз мог нарисовать эскиз среза кочана капусты или изобразить многократно увеличенный в размерах глаз рыбы.

Дошло до того, что Макинтош начал практиковаться в выражении настроений и эмоций. Часто он слушал отрывки меланхоличных стихотворений, а затем изображал их в виде изогнутых линий. Впоследствии эта практика позволяла Чарльзу рисовать идеи, демонстрируя их при помощи символических инструментов. Стоит отметить, что подобные интересы были у друзей Макинтоша. Это и стало толчком для формирования “четверки”. Хотя творческий почерк каждого члена группы имел отличия.

1895 год был во многом успешным для архитектора. Сначала ему удалось принять участие в одной из парижских выставок, где он выступал в роли плакатиста. Затем он одержал победу в конкурсе на проект школы искусств для шотландской столицы. Строительство проходило в 2 этапа, потому что наблюдалась банальная нехватка финансирования. Но это сыграло Чарльзу на руку. Вынужденный простой позволил архитектору тщательнее проработать детали проекта. Готовое здание снискало ему славу великолепного художника.

Однако того же нельзя сказать о результатах деятельности “четверки” в целом. Идеи художников не приняли на Туманном Альбионе. Это было связано с противоречиями между романтическими и космополитическими течениями в искусстве. В результате работам “четверки” не позволяли появляться на британских выставках. Зато они заинтересовали представителей искусства других стран Старого Света. В частности, немец А. Кох в своем журнале опубликовал статью о Макинтоше и Кo.

В уходящие пару лет 19 века Чарльз создает чертежи для одной из церквей в Вудсайде. В это же время он участвует в мюнхенской и туринской выставках. Чарльз чутко реагирует на потребность времени в новациях. В архитектуре зарождается особый тип построек – так называемый дом художника. Он ориентирован не на массовую застройку, а на избранного клиента. В 1901 году Макинтош стал одним из двух победителей тематического конкурса.

Дармштадский проект стал зеркалом творческого гения архитектора. Критики называли облик дома необычным, оригинальным, непохожим на все, что строили раньше. Однако внимательный анализ позволит увидеть в здании черты неоромантизма и традиционной шотландской застройки. А отдельные элементы здания закрепились за рационалистским течением архитектуры.

Примерно в то же время Макинтоша с супругой приглашают в Вену для участия в выставке местного Сецессиона. На мероприятии присутствовал представитель русской княжеской династии, который был в полном восторге от работ шотландца (как и остальная публика). Чарльз с женой получили приглашение для участия в московской тематической выставке, которая состоялась зимой 1903 года. С тех пор фамилия архитектора прочно вошла в историю модерна.

Отличием шотландского “ар нуво” в исполнении Макинтоша является некая аскетичная, но изысканная простота. Примечательно, что этот стиль Чарльз использовал при работе с графикой и дизайне интерьера. Что касается архитектурной деятельности, он проявлял себя как неоромантик, склонный к рационализму.

В 10-х годах прошлого века у Чарльза возникли проблемы со зрением. Среди последних проектов мастера перестройка пары жилых зданий, несколько пейзажей и декор тканей. Макинтош умер зимой 1928 года в Уэльсе, куда он переехал девятью годами ранее.

Под конец жизни Макинтош разочаровался в архитектуре и большую часть времени посвящал акварельным пейзажам. В 1915 году был обвинен в шпионаже в пользу Германии, и некоторое время находился под арестом. В 1923 году переехал на юг Франции. В 1927 году возвращается в Лондон. Скончался от рака в 1928 году в возрасте 60 лет.

https://en.wikipedia.org/wiki/Charles_Rennie_Mackintosh

Hill House, Helensburgh, Scotland 1903 Photo Jeremy AthertonHill House, Helensburgh, Scotland 1903 (Photo Jeremy Atherton)

Martyrs' Public School, Glasgow, Scotland 1896Martyrs’ Public School, Glasgow, Scotland,  1896

The Willow Tearooms , Glasgow, Scotland 1903 Photo Dave SouzaThe Willow Tearooms , Glasgow, Scotland 1903 (Photo Dave Souza)

Дом Любителей Искусства (House for an Art Lover), Глазго, Шотландия (1901 г. - проект,1989-1996 гг. - строит-во)
Дом Любителей Искусства (House for an Art Lover), Глазго, Шотландия
(1901 г. – проект,1989-1996 гг. – строит-во)
Церковь Макинтоша (Queen's Cross Church), Глазго, Шотландия (1899 г.)
Церковь Макинтоша (Queen’s Cross Church), Глазго, Шотландия
(1899 г.)
Школа Скотланд Стрит (Scotland Street School), Глазго, Шотландия (1904-1906 гг.)
Школа Скотланд Стрит (Scotland Street School), Глазго, Шотландия
(1904-1906 гг.)