Frank_Lloyd_Wright

Frank Lloyd Wright

Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright, 8 июня 1867 — 9 апреля 1959) — американский архитектор-новатор. Оказал огромное влияние на развитие западной архитектуры в первой половине XX века.

Имя Фрэнка Ллойда Райта золотыми буквами вписано в историю американской архитектуры. Он внес огромный вклад в становление современной архитектуры, стал родоначальником органичной архитектуры. Его здания отличает цельный образ и непрерывное пространство, единение с окружающей природой. Основной прием творчества Райта – свободный план – стал частью всех современных архитектурных стилей.

Райт родился 8 июня 1867 года в городе Ричленд-Сентер, Висконсин, США, в семье учителя музыки и церковного деятеля, и учительницы из известной в Висконсине семьи Ллойдов.

Главную роль в профессиональном становлении Фрэнка сыграл Л. Салливен. Именно он научил Райта честному и естественному подходу к проектированию. Тот взял эти принципы на вооружение и использовал в работе над первыми самостоятельными проектами. По мере взросления формируется уникальный стиль архитектора, появляются “дома прерий”. К ним относят ряд зданий в Иллинойсе, Буффало, Чикаго. Проектирование непрерывного архитектурного пространства отчасти основано на идеях японского национального зодчества. Их изучением он увлекся в 90-х годах 19 века.

В 1885 он поступил на инженерный факультет Висконсинского университета (The University of Wisconsin System). Учась в университете, он подрабатывает помощником местного инженера-строителя. Райт покинул университет, не получив при этом учёной степени. В 1887 году он переехал в Чикаго, где устроился архитектором. В 1893 году Райт основывает собственную фирму в чикагском пригороде Оук-Парк. К 1901 году в его послужном списке насчитывается уже около 50 проектов. Известность Райту приносят «Дома Прерий», спроектированные им с 1900 по 1917 годы. «Дома Прерий» созданы в рамках концепции «органической архитектуры», идеалом которой является целостность и единение с природой. Спроектированные Райтом «дома прерий» служили естественным продолжением окружающей природной среды, подобно эволюционной форме естественных организмов. Самой известной постройкой Райта стал «Дом над водопадом» (Fallingwater). Загородная  Резиденция Кауфмана, построенная в 1936-39 гг. в 80 километрах к юго-востоку от города Питсбурга. Название дома объясняется тем, что он стоит над небольшим водопадом. В 1966 году  «Дом над водопадом» приобрёл статус Национального исторического памятника США, а в 1991 году члены Американского института архитекторов назвали его «лучшим и непревзойдённым произведением национальной архитектуры».  Апофеозом творчества Райта стал музей Соломона Гуггенхейма в Нью-Йорке, который архитектор проектировал и строил в течение 16 лет (1943—1959). Снаружи музей представляет собой опрокинутую спираль, а его интерьер напоминает раковину, в центре которой находится остекленный внутренний дворик.

Всего Райт построил 363 дома. К 2005 году из них сохранились примерно 300. Два дома были уничтожены во время урагана «Катрина» в 2005 году, один — во время урагана «Камилла» в 1969 году.

Райт создал новое течение – «органическую архитектуру», основной девиз которой – здание должно развиваться из своей природы. С самого начала его архитектура отличается от превалирующих в то время построек неоклассического и викторианского стиля, столь любимых у архитекторов того времени. Райт был против «механического» введения стилей в архитектурный облик здания, он считал что архитектурная форма должна определятся в каждом конкретном случае по-разному, в зависимости от функции здания и окружающей среды. Отличительной особенностью архитектуры Райта было использование строительных материалов естественного цвета и фактуры.

Открытая планировка с «перетеканием» одной комнаты в другую дает ощущение простора в интерьерах. Эта особенность имела яркое выражение в ранних постройках архитектора, так называемых домах прерий. В их числе – дом Мартина (1904) в Буффало, штат Нью-Йорк; дом Кунли (1908) в Риверсайд, штат Иллинойс, и Дом Роби (1909) в Чикаго.

Райт использовал в своих проектах новые технологии, он один из первых стал применять сборные железобетонные блоки со стальными стержнями, с его подачи началось массовое внедрение системы кондиционирования воздуха в помещениях, рассеяное освещение и панельное отопление. При строительстве здания для фирмы «Ларкин» в Буффало в 1904 году был впервые использован кондиционер, на окнах поставлены стеклопакеты, стеклянные двери и металлическая фурнитура. Среди многих инженерных находок Райта — огромный отель в Токио, способный выдерживать землетресения. Для получения необходимой гибкости в «Империал» отеле он использовал консольные конструкции и плавающий фундамент. Здание было построено в 1922 году и не пострадало от разрушительного землятресения, случившегося годом позже.

Став преуспевающим архитектором, Фрэнк Ллойд Райт жил, стараясь ни в чём себе не отказывать, и часто становился мишенью для жёлтой прессы. Он был женат официально три раза и состоял в ряде гражданских браков ещё до оформления предыдущего развода.

Райт провел много времени за написанием книг, чтением лекций и обучением. Большинством принципов, которые он выдвинул сегодня, являются основные понятия современной архитектуры. Не смотря на то, что его ранние выступления против эклектики вызывали враждебность американских академиков, его работы глубоко повлияли на развитие современной архитектуры в США, а также в Европе. В Западном Талиесине (Скоттсдейл, штат Аризона), зимнем доме архитектора, им была создана студия-мастерская для учеников, которые помогали ему в проектировании. Райт скончался в Фениксе, штат Аризона, 9 апреля 1959 года. Одной из последних его работ стал Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке.

У Райта осталось семь детей: три сына и четыре дочери. Двое детей Фрэнка Ллойда Райта — Фрэнк Ллойд Райт-младший и Джон Ллойд Райт также стали архитекторами. Внучка Фрэнка Ллойда, Энн Бакстер (Anne Baxter) — актриса, лауреат премии «Оскар».

Фрэнк успевал публиковать книги и статьи. Стоит отметить его силу воли и выдержку. Он смог выстоять под натиском критики и профессионального забвения, а затем с чистым сердцем, как ни в чем не бывало, продолжал творить для капризного общества.

Райт скончался весной 1959 года в Аризоне.

«Молодому архитектору» — одна из двух лекций, прочитанных Фрэнком Ллойдом Райтом в Чикаго в 1931 году. Несмотря на давность, многие ее тезисы актуальны до сих пор. Архитектор размышляет об отсталости системы архитектурного образования, о важности изучения технологий и материалов и о коммерциализации архитектуры. В конце он дает двенадцать советов молодому архитектору:

  1. Забудьте обо всех архитектурах мира, если не понимаете того, что они были хороши в своем роде и в свое время.
  2. Пусть никто из вас не вступает в архитектуру ради того, чтобы зарабатывать себе на жизнь, если вы не любите архитектуру как живой принцип, если вы не любите ее ради нее; готовьтесь быть верными ей, как матери, другу, самому себе.
  3. Берегитесь архитектурных школ во всем, кроме обучения инженерному делу.
  4. Идите на производство, где вы сможете видеть работу механизмов, производящих современные здания, или работайте в практическом строительстве до тех пор, пока не сможете естественным образом перейти от строительства к проектированию.
  5. Немедленно начните вырабатывать в себе привычку задумываться «почему» по поводу всего, что вам нравится или не нравится.
  6. Не считайте ничего само собою разумеющимся — прекрасным или безобразным — но каждое здание разбирайте по частям, придираясь к каждой черточке. Учитесь отличать любопытное от красивого.
  7. Приобретите привычку анализировать, со временем способность анализа даст возможность развиваться способности синтеза, которые тоже станут привычкой разума.
  8. «Мыслите простыми категориями», как говаривал мой учитель, имея при этом в виду, что целое сводится к его частям и простейшим элементам на основе первоосновных принципов. Делайте так для того, чтобы идти от общего к частному, никогда их не путая, иначе запутаетесь сами.
  9. Отбросьте, как отраву, американскую идею «быстрой оборачиваемости». Начать практическую деятельность полуиспеченным — это значит продать свое врожденное право быть архитектором за чечевичную похлебку или так и умереть, претендуя на то, чтобы быть архитектором.
  10. Не торопитесь заканчивать свою подготовку. По меньшей мере десять лет предварительной подготовки к архитектурной практике нужно тому архитектору, который хочет подняться выше среднего уровня в умении оценивать и в практической архитектурной деятельности.
  11. Затем уезжайте как можно дальше от своего дома, чтобы строить свои первые здания. Врач может похоронить свои ошибки, но архитектор может только посоветовать заказчику посадить вьющиеся растения.
  12. Считайте постройку курятника такой же хорошей для себя работой, как постройку собора. Величина проекта мало значит в искусстве, если отвлечься от финансовых вопросов. В действительный в расчет принимается выразительность. Выразительность может быть большой в малом или малой в большом.

В качестве дополнения нельзя не привести отрывок из размышлений Райта о современной органичной архитектуре, высказанных на той же лекции:

В органичной архитектуре жесткая прямая линия прерывается, превращаясь в пунктирную линию, которая не ограничивается одной лишь голой необходимостью, но допускает проявление соответствующего ритма, чтобы дать место суждению о должных ценностях. Это — современно.

В органичной архитектуре замысел здания как здания начинается с основного и развивается к внешней выразительности, но не начинается с какой-либо картинной выразительности, чтобы затем идти наощупь в обратном направлении. Это — современно.

Устав от повторений безликих банальностей, в которых свет отражается от голых плоскостей или уныло проваливается в дыры, вырезанные в них, органическая архитектура снова приводит человека лицом к лицу к соответствующей природе игры светотени, дающей свободу творческой мысли человека и свойственному ему чувству художественного воображения. Это — современно.

Понимание внутреннего пространства как реальности в органичной архитектуре согласуется с возросшими возможностями современных материалов. Здание теперь фигурирует в соответствии с этим пониманием внутреннего пространства; ограждение теперь фигурирует не как только стены и крыши, но как ограждение внутреннего пространства. Эта реальность — современна.

В подлинно современной архитектуре, таким образом, ощущение поверхности и массы исчезает. Сооружение не в меньшей степени должно быть выражением принципа силы, направленной к цели, чем то, которое видно в любом механическом приспособлении или аппарате. Современная архитектура утверждает высшее человеческое ощущение освещенного солнцем пространства. Органичные здания — это прочность и легкость паутины, здания, характеризующиеся светом и выраженные характером окружения — связанные с землей. Вот это — современно!

Книга «Будущее архитектуры» была переведена на русский язык и издана в СССР под редакцией видного архитектора А.И. Геггело в 1960 году, спустя год после смерти Фрэнка Ллойда Райта.

https://en.wikipedia.org/wiki/Frank_Lloyd_Wright

www.franklloydwright.org

Fallingwater, Mill Run, Pennsylvania, USA, 1939Fallingwater, Mill Run, Pennsylvania, USA, 1939

Solomon_R-Guggenheim_Museum_New_York_USA_1937_Photo_Jean-Christophe_BENOISTSolomon R. Guggenheim Museum,New York, USA, 1937 (Photo Jean-Christophe BENOIST)

Gammage_Memorial_Auditorium_Tempe_Arizona_USA_1964_Photo_WarsGammage Memorial Auditorium Tempe, Arizona, USA, 1964 (Photo Wars)

Дом Гордона (Gordon), шт. Орегон, США (1957 г.)
Дом Гордона (Gordon), шт. Орегон, США
(1957 г.)
Дом Энниса (Ennis), Лос-Анджелес, Калифорния, США (1923 г.)
Дом Энниса (Ennis), Лос-Анджелес, Калифорния, США
(1923 г.)