Федор_Шехтель

Фёдор Шехтель

Фёдор Осипович (Франц-Альберт) Ше́хтель (1859-1926)  —  русский архитектор, живописец, сценограф. Один из наиболее ярких представителей стиля модерн в русском и европейском зодчестве.

Франц-Альберт (будущий Фёдор) родился 26 июля (7 августа) 1859 года в Санкт-Петербурге в семействе Шехтелей — баварских немецких колонистов, иммигрировавших в Россию еще в XVIII веке.  В возрасте 16 лет Франц Альберт переехал с семьей в Москву,  где начал работать в мастерской видного архитектора А. С. Каминского., который сыграл большую роль в судьбе Шехтеля и оказал сильное влияние на развитие его архитектурного стиля. В 1875 году Ф. Шехтель поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В 1878 году Шехтель был отчислен из училища с формулировкой «за плохую посещаемость». Одной из причин частых прогулов занятий стала болезнь матери, которая в том же году по состоянию здоровья оставила работу у Третьяковых. С этого времени Франц-Альберт был вынужден самостоятельно зарабатывать на жизнь и заботиться о больной матери.

В 1878—1879 годах Франц Шехтель познакомился с Антоном Чеховым, который часто впоследствии называл Шехтеля «талантливейшим из всех архитекторов мира».

Начало карьеры Ф. О. Шехтеля отличалось многообразием направлений его деятельности: архитектура, создание декораций и костюмов для театральных постановок, проектирование временных сооружений для городских парков, работа в качестве художника-оформителя, виньетиста и рисовальщика.

Преобладающее место в раннем архитектурном творчестве Шехтеля занимало проектирование частных домов и загородных усадеб. Ко второй крупной группе заказов тех лет относятся проекты, выполненные для представителей династии Морозовых. Существенное место в начале творческого пути Ф. О. Шехтеля занимало также проектирование церковных построек. Параллельно архитектурному проектированию активно развивалась деятельность Шехтеля в качестве театрального художника. Третьей областью применения творческого дарования Шехтеля являлось занятие книжно-журнальной графикой, дизайном театральных афиш, торжественных адресов и меню. С 1893 года творчество Шехтеля практически целиком было посвящено архитектуре. Стилевое разнообразие, характерное для архитектурного творчества Шехтеля предыдущих лет, сменилось в 1890-х годах доминированием проектов в стиле готики и русском стиле. Для московских торжеств по проекту архитектора был построен царский павильон на станции Одинцово, оформлена площадь Тверской заставы, павильон города на Триумфальной площади. Церковные проекты Шехтеля 1894—1898 годов объединяет обращение к византийской архитектурной традиции, а также использование в интерьерах храмов мотивов росписей Владимирского собора в Киеве. Поворотным моментом в творческой биографии Шехтеля стала постройка им в 1893 году в стиле «английской готики» особняка З. Г. Морозовой (С. Т. Морозова) на Спиридоновке. Новаторство Шехтеля выразилось не только при построении пространственной композиции особняка, но и при проектировании планировки здания: все помещения организованы вокруг своеобразного «ядра» — парадной лестницы. При проектировании особняка архитектор впервые применил характерный для его последующего творчества приём намеренного укрупнения отдельных декоративных деталей и увеличению высоты помещений, чем достигалась монументальность постройки. Шехтель первым из архитекторов привлёк к оформлению интерьеров начинающего художника М. А. Врубеля.

В январе 1895 года Ф. О. Шехтель был принят в Московское архитектурное общество (МАО), членом которого он оставался более 30 лет. В мае того же года семью Шехтель постигла утрата — умер сын Борис.[86] В связи с этим событием Ф. О. Шехтель оформил участок на Ваганьковском кладбище и соорудил на нём семейное надгробие, где позднее были похоронены многие члены семьи Шехтелей, включая самого архитектора.

Перелом от готики к модерну произошёл в 1900 году. Весной Шехтель выполнил проект здания типографии А. А. Левенсона в Трёхпрудном переулке, выдержанный в стиле готики.  В 1986 году стал штатным преподавателем в Строгановском училище.

В конце 1900-х — начале 1910-х годов обратился к неоклассицизму и неорусскому стилю. В 1915 году Франц-Альберт Шехтель перешёл из католичества в православие и принял новое имя — Фёдор, с которым и вошёл в историю русской архитектуры.

После 1917 года архитектор рассматривал варианты переезда из Москвы, просил М. П. Чехову подыскать ему жильё в Крыму, однако уехать Шехтелю не удалось, о чём он позднее сожалел.

В1924 году в связи со смертью В. И. Ленина архитектор предложил свой проект Мавзолея, который имел вид египетской пирамиды. В октябре 1925 года здоровье Фёдора Осиповича ухудшилось настолько, что он вынужден был провести полгода в постели, практически не работая и оставшись без средств к существованию. Тяжелобольной и нигде не работающий Фёдор Осипович пытался продать часть имущества, чтобы прокормить нигде не работающих жену и дочь. В одном из своих последних писем издателю И. Д. Сытину Шехтель писал: «Моя жена стара и немощна, дочь больная (туберкулёз лёгких) и чем она будет существовать — я не знаю — нищенствовать при таких ценностях — это более чем недопустимо. <…> Я строил всем Морозовым, Рябушинским, фон Дервизам и остался нищим. Глупо, но я чист».  7 июля 1926 года архитектор скончался от рака желудка. На сегодняшний день известно о более чем 210 архитектурных работах Шехтеля.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B5%D1%85%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C,_%D0%A4%D1%91%D0%B4%D0%BE%D1%80_%D0%9E%D1%81%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Особняк Смирнова, Москва, 1905 (Photo NVO)

_Особняк_Рябушинского_Москва_1903_Photo_shakkoОсобняк Рябушинского, Москва, 1903 (Photo shakko)

МХАТ_Москва_1903МХАТ, Москва, 1903

_Ярославский вокзал_Москва_1904_Photo_A-Savin Ярославский вокзал, Москва, 1904
_Особняк_Шехтеля_в_Ермолаевском_переулке_Москва_1896_Andreykor
Особняк Шехтеля в Ермолаевском переулке, Москва, 1896 (Photo Andreykor)

SONY DSC
Мавзолей семьи Эрлангеров на Введенском (Немецком) кладбище, Москва, 1911 (Photo Moreorless)