А́лвар Ху́го Хе́нрик А́алто (фин. Hugo Alvar Henrik Aalto) (1898 — 1976) — видный финский архитектор и дизайнер, один из основоположников современной школы дизайна.
Алвар Аалто родился в 3 февраля 1898 года в небольшой общине Куортане в западной Финляндии в семье землемера и начальницы почтового отделения. В 1916 году поступил в Политехнический институт города Гельсингфорса (Aalto University School of Science and Technology). В 1918 году его учёба была прервана гражданской войной. Аалто принимал участие в боевых действиях на стороне «белых». По окончании войны он вернулся на студенческую скамью и в 1921 году окончил институт, став дипломированным архитектором. К моменту окончания института он построил по собственному проекту дом для родителей в Алаярви. В 1933 году он переехал в Хельсинки, где открыл собственную фирму «Артек», которая начала выпуск предметов интерьера, становившихся образцами современного стиля и финского дизайна, основанного на сочетании традиций народного зодчества с новизной авангардных приёмов. Среди главных работ Аалто следует выделить санаторий в Паймио (1929—1933, городскую библиотеку в Выборге (1930—1935), виллу «Майреа» в Нормаркку (1939), общежитие Массачусетского технологического института (MIT) в Бостоне (1948), концертный зал «Финляндия» в Хельсинки (1971) и Оперный театр в Эссене, Германия (1959–1988).
Алвар Аалто – выдающийся архитектор из Финляндии. Работая на рубеже XIX-XX веков, он сочетал черты двух направлений: органической архитектуры и функционализма. До сих пор его здания, которые сохранились в США и многих странах Европы, отличаются простотой, но в тоже время оригинальной формой. Первым постройкам автора присущи четкие геометрические очертания. Алвар совмещал на первый взгляд несовместимые вещи, используя чисто природные материалы (камень, дерево) вместе с искусственно-созданными (стекло, железобетон). Архитектор также любил экспериментировать с формой, яркий пример тому – известный всем волнообразный потолок библиотеки в Выборге. При всем этом постройки Аалто всегда искусно вписываются в окружающую их среду.
Стиль Альвара Аалто всегда был очень смелым, экспериментальным и при этом гармоничным. В своих работах он умело сочетал традиционные материалы, такие как камень, кирпич или дерево с на тот момент новыми: стеклом, железобетоном. Это давало очень неожиданные и смелые результаты. Однако дизайнер избегал в своих работах вычурности. При всей своей необычности они выглядели довольно просто и лаконично. Одним из ярких примеров творчества Альвара – потолок библиотеки в Выборге. Махнув рукой на привычные всем стандарты, архитектор сделал деревянный потолок не ровным, а волнообразным.
Еще несколько характерных для него работ, которые хорошо иллюстрируют чистый, но при этом очень элегантный стиль Аалто – здания редакции газеты “Турун Саномат” в Турку (1927-1929), дома отдыха для лечения туберкулезных больных в Паймио (1928-1933) и муниципальной библиотеки в Вийпури (сегодня – Выборг; 1930-1935). Строгие линии, главенство пространства над его составляющими элементами – все это отлично характеризует три эти великие постройки автора.
Аалто стал в своем роде новатором, так как своим творчеством разбавил привычное финляндское зодчество. Он добавил в него авангарда, который занял свое место рядом с популярными тогда модерном и классицизмом. Интересно, что начинал архитектор именно с классицизма, в котором его привлекала лаконичность.
Творчество Аалто часто связывают с американским архитектором Фрэнком Ллойдом Райтом (1867-1959), который признается создателем органической архитектуры. Противопоставляя себя функционалистам, органисты видели своей задачей создавать здания из натуральных материалов. При этом для них было очень важно, чтобы постройки гармонично сочетались с окружающим ландшафтом. Алвар Аалто, взяв за основу эти принципы, создавал современные смелые здания.
Надо сказать, что Аалто никогда не любил четких рамок, а предпочитал заходить за них, находить что-то новое. Так, идеи Алвара чаще всего появлялись в виде необычных абстракций, чем четких чертежей. Только потом они приобретали более серьезную форму.
Известным Алвар Аалто стал в 1937 году после проекта финского павильона на всемирной выставке в Париже, а позже в 1939-1940 годах и в Нью-Йорке.
После 40-ых годов архитектор в основном трудится в США. Там он становится профессором Массачусетского технологического института. Но востребованный архитектор продолжает возводить здания также в Германии, Франции, Италии, Иране и других странах. В это время он создает такие великие постройки, как: общественный центр в Сяюнатсало (1950-1952); Педагогический институт в Ювяскюля (1952-1957); Комплекс Политехнического института в Отаниеми (1954-1969); Дворец “Финляндия” в Хельсинки (1967-1971); Целлюлозный комбинат в Суниле и прилегающий рабочий поселок (1936-1954).
Очень внимательно относился Алвар Аалто и к оформлению интерьера. Прежде чем предложить те или иные светильники, он изучал психобиологические и функциональные свойства света. Он настаивал на том, что правильно спроектированный дом должен предоставлять не только каждой семье, но и каждому ее члену возможность уединения. Разрабатывая мебель и другие элементы интерьера, он утверждал, что все детали внутреннего убранства дома – не что иное, как компенсация контакта с природой. “Каждый может хотя бы в шутку вообразить, что изделия, наполняющие дом,- говорил Аалто,- являются символами естественных элементов. Изделия и предметы с их текстурой, цветом и формой представляют зеленые поля и цветы, короче говоря, мир, которого человек в больших городах лишен”.
В 45 лет Алвар Аалто становится главой Союза архитекторов Финляндии, а уже к 65 годам – президентом Академии Финляндии.
Скончался Аалто 11 мая 1976 в Хельсинки. Сегодня памяти архитектора посвящен один из его проектов – Художественный музей в Ювяскюле. Он, вместе с остальными постройками по всему миру, хранит память о великом архитекторе, который своим творчеством освежил европейскую культуру строительства, сделав ее более лаконичной и гармоничной.
Финны говорят, что, например, спроектированные Алва-ром Аалто белые здания нового общественного центра Хельсинки выражают сам дух “белого города Севера”. А те, что облицованы красным кирпичом, особенно выразительно смотрятся зимой, когда в лучах заходящего солнца кирпич на фоне снега и неба вспыхивает как пламя. Великий архитектор и после смерти продолжает вести диалог с природой и с каждым из нас.
https://en.wikipedia.org/wiki/Alvar_Aalto
Sahkotalo, Helsinki, 1973 (Photo Jisis)
Aalto-Hochhaus in Bremen-Germany, 1961 (Photo Jurgen Howaldt)
Enso-Gutzeit Headquarters, Helsinki, 1962 (Photo TTKK)
Helsinki University of Technology, Espoo, Finland, 1966 (Photo J.P. Karna)



(1933-1935)

(1933-1935)




