Бове Осип Иванович

Joseph Bovе

О́сип (Иосиф; Джузеппе) Ива́нович Бове́ (итал. Giuseppe Bova, фр. Joseph Bové; 24 октября [4 ноября] 1784, Петербург — 16 [28] июня 1834, Москва) — российский архитектор, знаменитый реконструкцией Москвы после пожара 1812 года. Роль Бове в создании облика Москвы может быть сравнена только с работой Росси в Санкт-Петербурге. Творил преимущественно в стиле классицизма

Бове родился в Петербурге в семье неаполитанского художника Винченцо Джованни Бова, приехавшего в Россию в 1782 году для работы в Эрмитаже, и Екатерины Кнаппе, дочери художника Карла Кнаппе. Данное при крещении имя Джузеппе позднее было переделано на русский манер в Осипа Ивановича. Вскоре после рождения Осипа семья переехала в Москву.

Архитектурное образование получил в архитектурном училище при Экспедиции Кремлёвского строения (1802—1807) у Ф. Кампорези, затем, ещё до пожара Москвы, работал под руководствомМ. Ф. Казакова и К. И. Росси в Москве и Твери.

Во время Отечественной войны Бове участвует в ополчении, в 1813 году возвращается на городскую службу. Для восстановления сожженной Москвы была создана специальная Комиссия о строении Москвы, в которую Бове вошёл архитектором четвёртого участка и отвечал за центральные районы города: Тверскую, Арбатскую, Пресненскую, Новинскую и Городскую части. В 1814 году Бове был назначен главным архитектором «фасадической части», надзирающим за проектами и их «производством в точности по прожектированным линиям, а также выдаваемым планам и фасадам». Бове сумел на этом посту обновить облик древней столицы, с новым для Москвы размахом и по единому стилистическому замыслу. С помощью утверждённого в 1817 году генерального плана, Бове воплотил идею города-монумента во славу величия Российской империи.

В 1816 году Бове получил звание архитектора от совета Императорской Академии художеств, перешёл в православие и женился на вдовой княгине Авдотье Семеновне Трубецкой, урождённой Гурьевой (1786—1871). В том же году Бове подал в Императорскую Академию художеств прошение о присвоении ему звания академика архитектуры. Однако порученного Академией задания Бове не выполнил и звание не было присуждено.

Под началом Бове в центре Москвы были перестроены Торговые ряды в стиле классицизма напротив Кремля (не сохранились), проведена реконструкция Красной площади, снесены земляные укрепления вокруг Кремля и засыпан ров, разбит Кремлёвский (Александровский) сад, построен Манеж (инженерная структура разработана А. А. Бетанкуром), создана Театральная площадь (1818—1824) с Большим (Петровским) театром (1821—1824; переработанный проект А. А. Михайлова)

Строительство Большого театра было одной из самых значительных работ Бове, принесших ему известность и славу. В 1821 году московский генерал-губернатор утвердил присланный из Петербурга проект театра, созданныйАндреем Михайловым, а на Бове была возложена доработка проекта и осуществление строительства. Как опытный строитель и тонкий мастер, Бове творчески подошел к присланному из Петербурга проекту: он уменьшил объем здания в соответствии с реальными условиями строительства, сделал проект более совершенным в конструкторском, эксплуатационном и художественном отношении. В результате здание стало более простым и выразительным, получило больше удобств. Проект Бове был утвержден в Петербурге в ноябре 1821 года.

Огромное здание театра высотой тридцать семь метров господствовало над площадью и окружающей застройкой. Главный фасад его был решен в наиболее выразительных формах. Восьмиколонный ионический портик торжественно выделялся на фоне глухой поверхности стен, лишенных проемов. Особый эффект фасаду придала гипсовая группа Аполлона на колеснице над портиком. Зрительный зал партера и пяти ярусов вмещал около трех тысяч зрителей.

Строительство театра было окончено в 1824 году, 6 января 1825 года состоялся первый спектакль в новом здании.

Одновременно с созданием Театральной площади Бове работал над устройством Александровского (Кремлевского) сада, который сыграл большую роль в благоустройстве центра города и стал любимым местом гуляния москвичей. Сад был разбит в 1821—1823 гг. у Кремлевской стены от Воскресенских до Боровицких воротна месте оврага.

Кремлевский сад был задуман Бове как парк, в котором строгая осевая планировка сочеталась с извилистыми дорожками, живописно сгруппированными клумбами и кустарниками, романтическими руинами и архитектурой малых форм. Местность была выровнена и покрыта дерном, для устройства сада были приглашены лучшие садовники, посажены разнообразные сорта деревьев и кустарников — липа, береза, рябина, черемуха, шиповник, орешник.

Главный вход в сад Бове запроектировал со стороны Воскресенской площади, благодаря чему Кремлевский сад через нее связывался с Театральной.

Динамичное пространство сада, идущего вдоль кремлевской стены, не было замкнутым: с противоположной стороны, за Боровицкими воротами он имел выход в сторону проезда у Москвы-реки и связывался с зеленью бульваров, опоясывающих стены Кремля.

Основные работы Бове были связаны с устройством Грота и пандусов, представлявших наиболее значительные сооружения сада.

Грот — основную достопримечательность сада — Бове расположил у Средне-Арсенальной башни Кремля напротив здания Манежа. В арку Грота он вкомпоновал тяжелый антаблемент, который поддерживают как бы вырастающие из-под земли четыре колонны с мощными каннелированными стволами.

В этом сооружении Бове проявилось характерное для русского искусства того времени романтическое стремление сочетать классику Москвы с архитектурной стариной. Античными мотивами навеяны и формы небольшого фонтана-жертвенника, стоящего в зелени сада. Сад имел большое значение в создании ансамбля центра Москвы. Являясь частью зеленого пояса бульваров, возникших в начале 1820-х годов вокруг кремлевских стен, он способствовал пространственному объединению территории вокруг Кремля и его связи с окружающим городом.

За пределами центра Бове строит Градскую больницу за Калужской заставой (1828—1833). Триумфальные ворота, возведенные по проекту Бове у Тверской заставы (1827—1834), были воссозданы в 1968 году близ строившегося тогда монумента Победы на Поклонной горе.

Умер Бове в Москве, похоронен на кладбище Донского монастыря.

Бове занимает особое место в плеяде ведущих зодчих Москвы 1810— 1920-х годов.

Градостроительное мышление в творчестве Бове проявилось особенно сильно, став одной из основополагающих сторон его творческого метода.

Особую роль при этом играло присущее методу Бове сочетание градостроительных законов классицизма, построенных на регулярных началах этого стиля, с преемственным развитием исторически сложившихся в Москветрадиций древнерусского города.

Благодаря этому качеству новые классицистические сооружения Бове не только органично вошли в ткань древнего города, но и способствовали выявлению красоты и значимости его ансамблей, сложению целостного и своеобразного облика Москвы.

В этом отношении Бове поднял на новую высоту традиции московской архитектурной школы классицизма второй половины XVIII в.

«Послепожарная Москва» — этот термин вошел в историю как определенное понятие — целостная градостроительная структура, памятник градостроительного искусства. Это — сохранивший свое господстводревний Кремль, который стал планировочно и пространственно более тесно связан с городом, системой парадных площадей центра; это — новые классицистические ансамбли общественных и культовых зданий, органично вошедшие в ткань старой Москвы, и зазвучавшие полнее ее исторические памятники; это — раскрывшийся своей живописностью своеобразный ландшафт Москвы; наконец — стилистическое единство рядовой застройки, почти полностью обновленной после пожара.

В создание этого неповторимого образа Москвы вложил свой талант архитектора, художника, градостроителя Осип Иванович Бове.

Александровский сад
Александровский сад
Грот в Александровском саду
Грот в Александровском саду
Фонтан - жертвенник в Александровском саду
Фонтан – жертвенник в Александровском саду
Большой Петрорвский театр
Большой Петрорвский театр
Церковь Святого Михаила Архангела (село Архангельское)
Церковь Святого Михаила Архангела (село Архангельское)
Храм Святителя Николая в Котельниках
Храм Святителя Николая в Котельниках
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Пехра-Покровское Балашихинского района Московской области.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Пехра-Покровское Балашихинского района Московской области.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе
Храм иконы Божьей Матери Всех скорбящих радость
Храм иконы Божьей Матери Всех скорбящих радость
Триумфальная арка в честь победы над Наполеоном
Триумфальная арка в честь победы над Наполеоном

https://ru.wikipedia.org/wiki/Бове,_Осип_Иванович