Кисё Курокава

Kisho Kurokawa

Кисё Курокава (яп. 黒川 紀章 Курокава Кисё:?, лат. Kisho Kurokawa; 8 апреля 1934, Нагоя, Айти, Япония — 12 октября 2007, Токио, Япония) — японский архитектор и один из основателей движения метаболистов.

За годы работы Кисё Курокава добился громкого успеха на архитектурном поприще. Он защитил докторскую диссертацию и основал собственную компанию с мировым именем. Являясь одним из основоположников метаболистической архитектуры, в последние годы прошлого века он стал ярким приверженцем и представителем хай-тека.

Кисё Курокава появился на свет 8.04.1934 года. Чтобы получить образование, уехал из родного города. Сначала учился в Киото, а затем поступил в одно из учреждений Токио. Стал основоположником течения метаболистической архитектуры. Для 60-х годов прошлого века движение было слишком прогрессивным. Оно опережало свое время. Только в наши дни становится возможным в полной мере следовать концепциям 50-летней давности. Потому что только в 21 веке научно-техническая отрасль позволяет их реализовывать.

Кроме того, авторство Курокава распространяется на теорию симбиозиса. Она предполагает гармоничное сосуществование архитектуры и окружающей среды. Идеи Кисё снискали ему славу философа. На родине его считают больше мыслителем, нежели архитектором. Он выпустил несколько книг и даже получил национальную литературную премию.

Суть метаболистических взглядов Кисё заключалась в одушевлении города. Сторонники движения рассматривали его как живой организм со всеми присущими тому процессами. Есть и кости, и клетки, и кровеносные русла. В духе метаболизма реализован первый проект архитектора. Речь идет о “капсульной” башне в Токио. Она включена в список мирового архитектурного достояния. Такой статус постройке присвоила организация DOCOMOMO International.

Курокава спроектировал большое количество зданий как на родине, так и за рубежом. Он работал в Берлине, Мельбурне, Амстердаме, Куала-Лумпуре, Париже, Пекине. Трудился над генпланами ряда азиатских городов, включая Астану. В связи с последним обстоятельством Кисё частенько наведывался в Казахстан по приглашению главы государства Назарбаева. Поистине интернациональный размах, достойный творческого архитектурного гения.

Как и полагается в подобных случаях, Курокава имеет немало международных наград.

Архитектор-философ умер в октябре 2007 года.

В 1960 году Курокава с группой единомышленников, среди которых были Киёнори Кикутакэ и Фумихико Маки, основал новое архитектурное направление — метаболизм. Лидером группы архитекторов стал Кэндзо Танге, который руководил перестройкой Хиросимы после бомбардировок 1945 года — метаболизм ассоциировался с возрождением Японии после Второй мировой войны. В противовес господствовавшему тогда представлению о здании как о «машине для жилья», метаболисты воспринимали город как живой организм: их вдохновляли биологические процессы и марксистская теория. По их мнению, подобно биологическим структурам, архитектура не должна быть статичной, и, так как с течением времени многие её элементы изнашиваются, приходят в негодность, их необходимо заменять чем-то новым. Архитектурное сообщество сперва восприняло метаболизм как очередную футуристическую утопию столетия. Однако идеи, лёгшие в его основу, на поверку весьма традиционны. Метаболисты обратились к истокам японской архитектурной традиции, для которой всегда было характерно стремление к гармонии с животным и растительным миром.

World Design Conference в Токио (1960 год)

Манифест метаболизма, опубликованный к World Design Conference, проходившей в Токио в 1960 году, включал несколько глав, в которых описывались города будущего: по предположениям архитекторов, они должны были состоять из индивидуальных капсул и плавать по океанам или даже летать в космосе. Каждый член группы написал для манифеста отдельную главу. Курокава был автором раздела про космические города будущего. В книгу вошли не только его рассуждения, но и документация нескольких проектов молодого архитектора. В них впервые были сформулированы принципы, которые он затем применял при воплощении собственных проектов.

Конечно, утопические предсказания метаболистов не сбылись, но им удалось построить несколько зданий, которые соответствовали их представлениям об архитектуре. Например, почти все члены группы создали проекты для выставки Expo ’70, проходившей в Осаке. Курокава тоже построил несколько павильонов. Самым известным из них является павильон Toshiba IHI, состоящий из помещений-капсул. Кроме того, известным памятником метаболизма является Shizuoka Press and Broadcasting Center, проект которой создал Кэндзо Тангэ.

Главный проект Курокавы, в котором воплощены идеи метаболизма, — башня «Накагин», строительство которой завершилось в 1972 году. Здание состоит из двух бетонных башен, состоящих из 140 стальных модулей-капсул, которые можно объединять в более крупные жилые пространства. Каждая капсула представляла собой компактную квартиру для одного человека — с кроватью, маленьким встроенным письменным столом, шкафом и небольшой душевой кабиной. При этом, размер такой маленькой капсулы соответствует размеру традиционной японской чайной комнаты.

Башня-Капсула Центрального Банка (Nakagin Capsule Tower, Shinbashi) Токио, Япония (1970 - 1972 гг.)
Башня-Капсула Центрального Банка
(Nakagin Capsule Tower, Shinbashi) Токио, Япония
(1970 – 1972 гг.)

Здание было спроектировано для сарариманов — этот термин стал применяться в послевоенной Японии для обозначения городских служащих, принадлежащих к среднему классу. Сейчас в доме тоже живут клерки, но многие из них используют «капсулы» как офисы или квартиры на время рабочей недели, так как здание расположено недалеко от делового центра Токио. Однако проживание в башне «Накагин» сегодня связано со множеством неудобств. Несмотря на то что, по идее пионеров метаболизма, их здания должны были быть очень долговечными, в 2007 году башня Курокавы оказалась под угрозой уничтожения. Жильцы здания, недовольные теснотой помещений и содержанием асбеста в конструкциях капсул, проголосовали за его снос. Желая спасти своё творение, Курокава предложил проект масштабной реконструкции башни, но оно было отложено из-за кризиса.

Один из самых масштабных проектов Курокавы — разработка генерального плана Астаны, новой столицы Казахстана. Принципиальной идеей в проекте Курокавы была гармония городской и природной среды. Архитекторы, работавшие над генпланом до этого, хотели сделать русло реки архитектурной осью города. Курокава посчитал подобное решение большой ошибкой, ведь крупный город за несколько лет загрязнил бы жизненно важную артерию целого региона. Подход архитектора, настаивавшего на первостепенной важности природного контекста, понравился казахстанским властям. Кисё Курокава два года разрабатывал генеральный план Астаны, который был завершен в 2001 году.

Международный аэропорт Астаны (Astana International Airport), Астана, Казахстан (2000 - 2003 гг.)
Международный аэропорт Астаны (Astana International Airport), Астана, Казахстан
(2000 – 2003 гг.)

В начале 2000-х годов Кисё Курокава создал проекты, ставшие такими же известными, как башня «Накагин». Так, 2000 году завершилось строительство Музея динозавров в Фукуи. Здание обтекаемой формы было возведено на месте крупнейших в Японии раскопок доисторических останков. В подземном уровне разместились экспозиции окаменелостей, показанных в скальной породе, непосредственно на месте обнаружения. Стеклянный купол послужил огромным выставочным залом. Четыре уровня здания связаны между собой современной системой лестниц и эскалаторов.

Музей Динозавров префектуры Фукуи (Fukui Prefectural Dinosaur Museum) Фукуи, Япония (1996 - 2000 гг.)
Музей Динозавров префектуры Фукуи
(Fukui Prefectural Dinosaur Museum) Фукуи, Япония
(1996 – 2000 гг.)

Ещё одной известной работой Курокавы является футбольный стадион в Тойоте, построенный в 2001 году. Силуэт стадиона напоминает одновременно морскую раковину и потерпевшее кораблекрушение судно с высокими мачтами. В 2006 году был возведён один из последних проектов Курокавы — Национальный центр искусств в Токио — крупнейший художественный музей с семью безопорными выставочными залами, библиотекой и лекторием.

Национальный центр искусств (The National Art Center, Tokyo), Токио, Япония (2007 г.)
Национальный центр искусств (The National Art Center, Tokyo), Токио, Япония
(2007 г.)
Национальный центр искусств (The National Art Center, Tokyo), Токио, Япония (2007 г.)
Национальный центр искусств (The National Art Center, Tokyo), Токио, Япония
(2007 г.)

В том же году архитектор cпроектировал один из самых дорогих футбольных стадионов в мире — «Зенит-Арену» на Крестовском острове в Санкт-Петербурге. Открытие стадиона намечено на 2016 год.

Спортивный стадион Оита (Oita Stadium), Оита, Япония (1996 - 2001 гг.)
Спортивный стадион Оита (Oita Stadium), Оита, Япония
(1996 – 2001 гг.)
"Зенит Арена" в Санкт-Петербурге
“Зенит Арена” в Санкт-Петербурге

http://www.lookatme.ru/mag/people/icon/197169-kurokawa

https://ru.wikipedia.org/wiki/Курокава,_Кисё

http://www.kisho.co.jp