Eero_Saarinen

Ээро Сааринен

Ээро Сааринен (фин. Eero Saarinen;  1910 —  1961) — один из крупнейших архитекторов XX века и дизайнер мебели.

Эро Сааринен – один из крупнейших архитекторов США послевоенного времени. В ранних работах Сааринена прослеживается приверженность к строгому рационализму, в дальнейшем архитектор перешел к поискам символической выразительности архитектурной формы, ее утонченной индивидуализации и романтической экспрессии. Постоянно экспериментируя, Эро Сааринен не выдвинул собственного устойчивого творческого метода, но его поиски символической образности оказали значительной влияние на развитие архитектуры США после 1960 г.

Эро Сааринен родился 20 августа 1910 года в Киркконумми, в Финляндии. Ээро Сааринен был сыном всемирно известного архитектора Элиэля Сааринена. Его мать, Лоха Сааринен, была одаренным скульптором, создателем тканей, фотографом и создателем архитектурных моделей. Ээро вырос в семье, где очень серьезно относились к рисованию и живописи, поэтому преданность качеству и профессионализму была заложена в нем с детства. В 1923 году семья Сааринена переехала в США, и, фактически, формирование творческой индивидуальности Эро происходило в этой стране.

Уже с юных лет отец привлекал Эро Сааринена к проектированию. Его мать была скульптором, и в душе мальчика с детства шла борьба между влечениями к архитектуре и к скульптуре. Он решает стать скульптором и в 1929 году едет учиться в Париж. Через год Ээро меняет решение, возвращается в США и поступает на архитектурный факультет Йельского университета. Однако увлечение скульптурой оказало в дальнейшем значительное влияние на подход Сааринена к вопросам формообразования. В 1934 году, после окончания университета, Сааринен на два года уезжает в Европу, где знакомится с новейшими архитектурными направлениями. Воспитанный на эклектической архитектуре США, на фоне которой творческие принципы его отца казались вершиной новаторства, Сааринен открывает для себя в европейской архитектуре новые пути. В США он возвращается убежденным сторонником функционализма, который во второй половине 1930-х годов начинает постепенно все больше влиять на американскую архитектуру.

Однако, работая в мастерской отца, Эро Сааринен был вынужден учитывать общую творческую направленность выходящих из мастерской проектов. Все, созданные им совместно с отцом, произведения несут на себе отпечаток творческого кредо Сааринена – старшего. Очевидно, молодой Сааринен сознательно подавлял свои симпатии к новейшей архитектуре, что было вызвано большим уважением к творческой последовательности Элиела Сааринена, который до последних лет своей жизни оставался верен традициям финской архитектуры начала XX века.

После смерти отца в 1950 году Эро Сааринен резко меняет направленность работы архитектурной мастерской, не останавливаясь перед коренным изменением уже находившихся в стадии завершения проектов. Первой крупной работой, принесшей Сааринену широкую известность, был ансамбль зданий технического центра фирмы “Дженерал-моторс” в Уоррене, штат Мичиган (1951-1955). Этот комплекс был назван в архитектурной печати “промышленным Версалем”.

Затем Эро Сааринен строит аудиторию Массачусетсского технологического института (1955), где оболочка в форме одной восьмой шара, опирающаяся на три точки, применена явно в формальных целях, так как внутри это сооружение не представляет собой единого пространства (как это можно предположить по его внешнему облику), а разделено на два этажа с несколькими помещениями. Несмотря на признание его ранних работ, Эро Сааринен во второй половине 1950-х годов резко изменяет направление своего творчества, стремясь к усилению пластической выразительности форм и утверждению собственно эстетических ценностей архитектуры. В начале своей деятельности Сааринен находился под влиянием Миса ван дер Роэ. В его ранних работах можно увидеть оригинальное воплощение идей универсального пространства, призывов к анонимной архитектуре. Однако наиболее существенный вклад Сааринена в теорию архитектуры был связан с дальнейшей разработкой принципов “органичной архитектуры”, последним крупным представителем которой был Ф.Л. Райт. Сааринен исходил из идеи, что развитие архитектурной композиции можно уподобить развитию биологического организма на основе заложенного в нем генетического кода. Следуя этому принципу, Эро Сааринен создает здания аэровокзала им. Дж. Кеннеди в Нью-Йорке (1956-1962), аэропорта им. Даллеса в Вашингтоне (1958-1962) и крытого хоккейного стадиона Йельского университета (1958). Своим пренебрежением к последовательности утверждения в каждой новой постройке собственной манеры Сааринен как бы демонстрирует широту стилистического диапазона сформулированного им принципа формообразования. Ярко эти тенденции проявились в его проекте аэровокзала в Нью-Йорке, построенного уже после смерти автора. Здесь сложное сочетание сводов и пластические формы криволинейных железобетонных опор использованы для придания облику здания экспрессионистической выразительности, для создания образа “взлетающей птицы”.

Во второй половине 1950-х годов Эро Сааринен становится лидером нового направления американской архитектуры. Излагая свои теоретические позиции в многочисленных статьях и выступлениях, Сааринен привлекает широкий круг архитектурных проблем. Особое значение он придает эмоциональной и психологической функции архитектуры, а также возможностям использования традиционных форм – проблемам, недальновидно отвергнутым сторонниками ортодоксального функционализма. Он отдал дань своеобразному “неоакадемизму” в зданиях американских посольств в Лондоне и Осло. Жилой комплекс Йельского университета (1962) – пример оригинального творческого прочтения готики. В одном из своих последних проектов, также осуществленном уже после его смерти (1963), – аэровокзале в Вашингтоне – Сааринен более органично и оправданно применяет криволинейное покрытие.

В 1960-е годы в архитектуре все более заметной становится тенденция при строительстве деловых зданий отказаться от легких стеклянных призм в духе “школы Миса” и перейти к более устойчивым по отношению к колебаниям моды формам. Сказывается здесь и стремление придать этим сооружениям более солидный облик, используя для этого испытанные вечные материалы. Такие отдельные, еще только намечавшиеся на рубеже 1950-х и 1960х годов новые черты архитектуры делового здания были в концентрированном виде и с большим художественным мастерством воплощены Эро Саариненом в последнем проекте для компании “Колумбия Бродкастинг” в Нью-Йорке.

С этим произведением Эро Сааринена повторилась история, характерная и для многих других его работ. Проект был весьма прохладно встречен критикой, однако после завершения строительства этот гранитный исполин получил большой приз Американского архитектурного института в 1966 году, как “здание, отличающееся чистотой форм, простотой и строгостью”, в облике которого “сочетается сила с элегантностью”. Простота внешней формы этого произведения свидетельствует о разнообразии творческих поисков Сааринена. И все же, оценивая его последние работы, необходимо выделить стремление архитектора не к геометрической простоте формы, а к ее пластичности, скульптурности; Сааринен как бы лепит форму, создавая сложные объемы и пространства.

Скончался Эро Сааринен в 1961 году в расцвете творческих сил от рака мозга.

https://en.wikipedia.org/wiki/Eero_Saarinen

David S. Ingalls Rink New Haven USA 1958

David S. Ingalls Rink, New Haven, USA, 1958

Gateway Arch St-Louis USA 1965 Photo Daniel SchwenGateway Arch St-Louis, USA, 1965 (Photo Daniel Schwen)

The University of Chicago Law School Chicago USA 1960The University of Chicago Law School, Chicago, USA ,1960

OLYMPUS DIGITAL CAMERANorth Christian Church, Columbus, USA, 1964 (Photo by Greg Hume)

North_Christian_Church_Columbus USA 1964 Photo by Dave WilliamsNorth Christian Church, Columbus, USA, 1964 (Photo by Dave Williams)

кресло womb chair ottoman
кресло womb chair ottoman

replika-stul-tulip-arm-chair-loft-concepttulip_table_loft_concept_ru_1

Нью-Йорк, аэропорт TWA (Международный аэропорт им. Джона Кеннеди)
Нью-Йорк, аэропорт TWA (Международный аэропорт им. Джона Кеннеди)
Технический центр “Дженерал Моторс” в Детройте
Технический центр “Дженерал Моторс” в Детройте