Ханс Холляйн

Ханс Холляйн

Ханс Холляйн (нем. Hans Hollein; 30 марта 1934, Вена — 24 апреля 2014, там же) — австрийский архитектор и дизайнер.

Ханс Холляйн появился на свет 30 марта 1934 года.

Закончил венскую Академию изобразительных искусств, посещал Иллинойсский технологический институт и Калифорнийский университет. Проработав несколько лет в США, Швеции и других странах, Холляйн вернулся на родину и в 1964 г. основал своё архитектурное бюро. Кроме того, он занимался преподаванием в Сент-Луисе, Дюссельдорфе и Вене, пробовал себя в качестве дизайнера, театрального художника и организатора выставок.

Среди ранних работ Ханса важно отметить магазин по продаже свечей “Retti”. Он был построен в 1965 году в австрийской столице и принес автору всемирную славу. Архитектору удалось блестяще справиться с нелегкой задачей. Ему предстояло выделить небольшой магазин, сделав его и солидным, и выразительным одновременно. Ситуация осложнялась тем, что вокруг было множество великолепных старинных фасадов. Ханс использовал контраст оттенков, формы и материалов. Ему удалось добиться гармоничного соседства экстерьера и интерьера, обеспечив плавный и лаконичный переход от одного к другому. За этот проект архитектор был удостоен награды за художественное использование алюминия.

Спустя небольшой промежуток времени, Холляйн получает еще один интересный заказ. Ему предстояло спроектировать маленький магазин местного модного дизайнера Christa Metek. При реализации творческого замысла за основу были приняты необходимость быстрых изменений в соответствии с потребностями и особенностями использования компактных пространств. Таким образом, концептуально проект модного салона отличался от проекта для свечного магазина. Последний служил иллюстрацией творческой индивидуальности Холляйна, а модный бутик стал воплощением решения актуальных архитектурных задач текущего времени.

В 1967 году Холляйн начал преподавательскую деятельность. Сначала он работал в Дюссельдорфе, а затем в Вене. При этом архитектор сотрудничает со Штатами. В частности, он проектирует университетский театр в Сент-Луисе. Справедливости ради стоит отметить, что здание напоминает московский клуб Русакова, построенный советским архитектором Константином Мельниковым. Это лишь подтверждает приверженность австрийца к конструктивизму.

Творческие успехи Х. Холляйна связаны с глубокими познаниями в области градостроительства. Это помогло ему победить в конкурсе на создание проекта Олимпийской деревни для Мюнхена. По замыслу автора, территория объекта представляла собой сочетание габаритной и мелкой застройки. К городскому форуму людей вела красочная яркая линия, которая подсвечивалась в темное время суток. Она получила название Медиалайн. Для автора это была не просто линия, а средство коммуникации в паре “человек-общество”. Он позаботился не только о проложенных вдоль улиц ярких трубах, но и об экранах проекторов, подогреве полов, подаче свежего воздуха. Отмечался разительный контраст между архитектурой деревни, символизировавшей коммуникацию между людьми, и трагическими событиями, произошедшими в ней.

Не многие знают, но на заре карьеры Ханс был живописцем. Основа творческой философии австрийца состоит в том, чтобы донести действительность посредством зрелищности. И эта идея является базовой даже в многоквартирной жилой архитектуре. Так, при проектировании многоэтажного дома Ханс больше думает о связи замкнутых и открытых пространств, нежели о решении технологических задач.

Работы Холляйна имеются практически на всех континентах. Особенно много заказов он получает от европейских клиентов. В разные годы Ханс проектировал для венецианской международной выставки, благоустраивал старинную площадь Бремена, создавал флорентийский музей современного искусства и национальное туристическое бюро Вены.

Почти каждая из многочисленных работ Холляйна удостаивается награды. Ханс прославил национальную архитектуру, стал мощным инструментом пропаганды местной школы. Начали говорить о “холляйновской Вене”, которая превратилась в мировой художественный центр. Неудивительно, что архитектор был удостоен престижной награды имени Притцкера.

Работы Ханса нашли признание видных деятелей искусства в разных странах мира. Архитектор из Англии П. Кук отметил талант Холяйна придавать изысканным венским традициям новое качество, которое приводит в восторг прогрессивный Нью-Йорк и респектабельный Лондон.

Универсальные художественные навыки делают талант Холляйна многоликим. Он великолепно справляется с разными ролями, выступая в качестве дизайнера, декоратора, художника. Архитектор умудряется проектировать интерьеры, создавать эскизы мебели и посуды, светотехники и международных выставочных павильонов. Он ставит спектакли в театрах и оформляет художественные экспозиции.

Оставаясь верен постмодернизму, Холляйн называл архитектуру «контролем температуры тела», «защитным кожухом» и «кондиционированием психологического состояния».

На заре карьеры Ханс увлекся футурологической архитектурой. Он брал привычные объекты и обыгрывал их посредством масштабирования. Такой подход позволял добиваться неожиданных архитектурных эффектов. Однако впоследствии Холляйн отказался от этого направления творчества в пользу реального проектирования.

Музей современного искусства во Франкфурте

Местные жители прозвали это здание «куском торта». Строительство нового объекта было обусловлено необходимостью появления в городе места, которое сможет превратиться в культовое среди жителей Франкфурта и туристов.  С высоты птичьего полета здание напоминает корабль, который прорубает себе дорогу между городскими застройками. Холляйн спроектировал объект, напоминающий просторный лабиринт с перегородками в самых неожиданных местах. Экспозиция музея включает в себя свыше 4500 объектов, в том числе работы Энди Уорхола, Роя Лихтенштейна, Джорджа Сегала, Герхарда Рихтера и других представителей современного искусства. Само здание музея представляет собой не меньший интерес, чем размещенная в нем коллекция живописи, скульптуры, фотографий и т.д.

«Я развил в этом проекте особый архитектурный словарь. Место, где размещается музей, очень небольшое, и в проекции представляет собой треугольник. Это прообраз корабля и самолета одновременно. Нужно было придумать множество ассиметричных объемов с разными элементами – лестницами, балконами, внутренними и внешними окнами, которые соотносились бы с треугольниками, то есть создать множество виртуальных и визуальных треугольников. Кроме того, проект должен был гармонично вписаться в центр старого Франкфурта, не противореча историческим зданиям, собору и историческому ландшафту в целом», – рассказывал архитектор. Местные власти не сразу одобрили появление в центре города авангардного здания. На согласование проекта ушло два года. Первых посетителей музей принял в 1991 году.

http://www.hollein.com/

Музей современного искусства во Франкфурте
Музей современного искусства во Франкфурте

Торговый комплекс «Хаас Хаус»

Обсуждение строительства этого объекта проходило бурно. Появление здание с ярко выраженными постмодернистскими чертами напротив собора святого Стефана поддерживали далеко не все жители Вены. На предусмотренном для его возведения месте раньше располагался универсальный магазин, который был разрушен во время Второй мировой войны. В итоге комплекс Хаас Хаус построили в 1990 году на площади святого Стефана – в самом центре столицы Австрии.

Здание представляет собой железобетонный круглый каркас, поверхность которого покрыта камнем и стеклом. Авангардистский объект не только не нарушил исторический архитектурный облик центра города, но и подчеркнул его красоту – в зеркалах отражается готический собор святого Стефана.

«Когда я строил коммерческий центр Haas-House в Вене, то добивался того, чтобы это сверхтехнологичное здание было терпимо и дружественно по отношению к главной венской святыне – стоящему напротив собору Святого Стефана. Это многоголосие, полифония делают город живым», – рассказывал Холляйн журналистам.  Цель, без сомнений, была достигнута!

Торговый комплекс «Хаас Хаус»
Торговый комплекс «Хаас Хаус»

Европейский парк и Музей вулканизма «VULCANIA»

«VULCANIA» – уникальный проект, построенный в Оверни (Франция). Эта местность раньше представляла собой концентрацию вулканов. Окрестности напоминают декорация для съемок фильмов про марсианских пришельцев. Объект, спроектированный Холляйном, вписался в этот космический пейзаж. Архитектор задействовал кратер потухшего вулкана, вписав в него здание. Часть здания оказывается под землей, а  все строение, как и в случае с музеем во Франкфурте, превращается в игровое пространство для посетителей – просторные помещения сменяются узкими коридорами, многоступенчатые лестницы водят посетителя из глубин к поверхности. Свою идею архитектор описывает так: «Вход в музей я сделал из двух пересекающихся конусов, которые внутри облицованы титановыми плитами и подсвечены. Создается впечатление, что ты движешься внутри живого вулкана. Дальнейший путь был вдохновлен образами дантовой поэмы. Посетители ходят по подземным коридорам, в перспективах которых вдруг покажется живой горный пейзаж. Я стремлюсь к образу «Тотальной архитектуры», по законам которой организуется весь окружающий мир».

Европейский парк и Музей вулканизма «VULCANIA»
Европейский парк и Музей вулканизма «VULCANIA»

vulkanija2

Архитектурный мир – большая, но не единственная область творческой деятельности Холляйна. Он обожал театр, охотно выступал в качестве декоратора и сценографа, сам ставил спектакли. Его увлекало проектирование интерьеров, создание декоративных предметов, мебели, посуды.

Холляйн принимал участие в конкурсе на новое здание Мариинского театра в Санкт-Петербурге. «Огромное культурное богатство Санкт-Петербурга, его архитектурные памятники превращают сам город в предмет искусства. Новый театр я мыслил неким центром диалога истории и современности. Оба здания комплекса – новое и старое – стремятся друг к другу, к соединению в одно целое. Для олицетворения этого единства создаются как психологические узы, так и материальные связи»,  – объяснял мастер интерес к этому проекту. Комментируя российскую архитектуру в целом, Холляйн отмечал огромный вклад советского конструктивизма в развитие мировой архитектуры в целом.

«Уже много десятков лет я считаю, что архитектура не должна зацикливаться на самой себе, и если это архитектура хорошая, то она непременно выйдет за собственные рамки и будет влиять на очень многое. Это как, например, с музеем: никто вас не заставит туда идти и смотреть на картины, дело ваше. Но когда человек просто идет по улице и видит гениальное здание музея, это его просто стимулирует, и он даже на свою жизнь по-другому может начать смотреть», – отметил архитектор в разговоре с журналистом газеты «КоммерсантЪ».+

«Архитектура – это все!», – с таким убеждением Ханс Холляйн жил и творил.

Посольство Австрии
Посольство Австрии
Музей Абтайберг, Германия, Мёнхенгладбах
Музей Абтайберг, Германия, Мёнхенгладбах
Музей стекла и керамики, Иран
Музей стекла и керамики, Иран
Музей стекла и керамики, Иран
Музей стекла и керамики, Иран