Alvar_Aalto

Алвар Аалто

А́лвар Ху́го Хе́нрик А́алто (фин. Hugo Alvar Henrik Aalto)  (1898 — 1976) — видный финский архитектор и дизайнер, один из основоположников современной школы дизайна.

Алвар Аалто родился в 3 февраля 1898 года в небольшой общине Куортане в западной Финляндии в семье землемера и начальницы почтового отделения. В 1916 году поступил в Политехнический институт города Гельсингфорса (Aalto University School of Science and Technology). В 1918 году его учёба была прервана гражданской войной. Аалто принимал участие в боевых действиях на стороне «белых». По окончании войны он вернулся на студенческую скамью и в 1921 году окончил институт, став дипломированным архитектором. К моменту окончания института он построил по собственному проекту дом для родителей в Алаярви. В 1933 году он переехал в Хельсинки, где открыл собственную фирму «Артек», которая начала выпуск предметов интерьера, становившихся образцами современного стиля и финского дизайна, основанного на сочетании традиций народного зодчества с новизной авангардных приёмов. Среди главных работ Аалто следует выделить санаторий в Паймио (1929—1933, городскую библиотеку в Выборге (1930—1935), виллу «Майреа» в Нормаркку (1939), общежитие Массачусетского технологического института (MIT) в Бостоне (1948), концертный зал «Финляндия» в Хельсинки (1971) и Оперный театр в Эссене, Германия (1959–1988).

Алвар Аалто – выдающийся архитектор из Финляндии. Работая на рубеже XIX-XX веков, он сочетал черты двух направлений: органической архитектуры и функционализма. До сих пор его здания, которые сохранились в США и многих странах Европы, отличаются простотой, но в тоже время оригинальной формой. Первым постройкам автора присущи четкие геометрические очертания. Алвар совмещал на первый взгляд несовместимые вещи, используя чисто природные материалы (камень, дерево) вместе с искусственно-созданными (стекло, железобетон). Архитектор также любил экспериментировать с формой, яркий пример тому – известный всем волнообразный потолок библиотеки в Выборге. При всем этом постройки Аалто всегда искусно вписываются в окружающую их среду.

Стиль Альвара Аалто всегда был очень смелым, экспериментальным и при этом гармоничным. В своих работах он умело сочетал традиционные материалы, такие как камень, кирпич или дерево с на тот момент новыми: стеклом, железобетоном. Это давало очень неожиданные и смелые результаты. Однако дизайнер избегал в своих работах вычурности. При всей своей необычности они выглядели довольно просто и лаконично. Одним из ярких примеров творчества Альвара – потолок библиотеки в Выборге. Махнув рукой на привычные всем стандарты, архитектор сделал деревянный потолок не ровным, а волнообразным.

Еще несколько характерных для него работ, которые хорошо иллюстрируют чистый, но при этом очень элегантный стиль Аалто – здания редакции газеты “Турун Саномат” в Турку (1927-1929), дома отдыха для лечения туберкулезных больных в Паймио (1928-1933) и муниципальной библиотеки в Вийпури (сегодня – Выборг; 1930-1935). Строгие линии, главенство пространства над его составляющими элементами – все это отлично характеризует три эти великие постройки автора.

Аалто стал в своем роде новатором, так как своим творчеством разбавил привычное финляндское зодчество. Он добавил в него авангарда, который занял свое место рядом с популярными тогда модерном и классицизмом. Интересно, что начинал архитектор именно с классицизма, в котором его привлекала лаконичность.

Творчество Аалто часто связывают с американским архитектором Фрэнком Ллойдом Райтом (1867-1959), который признается создателем органической архитектуры. Противопоставляя себя функционалистам, органисты видели своей задачей создавать здания из натуральных материалов. При этом для них было очень важно, чтобы постройки гармонично сочетались с окружающим ландшафтом. Алвар Аалто, взяв за основу эти принципы, создавал современные смелые здания.

Надо сказать, что Аалто никогда не любил четких рамок, а предпочитал заходить за них, находить что-то новое. Так, идеи Алвара чаще всего появлялись в виде необычных абстракций, чем четких чертежей. Только потом они приобретали более серьезную форму.

Известным Алвар Аалто стал в 1937 году после проекта финского павильона на всемирной выставке в Париже, а позже в 1939-1940 годах и в Нью-Йорке.

После 40-ых годов архитектор в основном трудится в США. Там он становится профессором Массачусетского технологического института. Но востребованный архитектор продолжает возводить здания также в Германии, Франции, Италии, Иране и других странах. В это время он создает такие великие постройки, как: общественный центр в Сяюнатсало (1950-1952); Педагогический институт в Ювяскюля (1952-1957); Комплекс Политехнического института в Отаниеми (1954-1969); Дворец “Финляндия” в Хельсинки (1967-1971); Целлюлозный комбинат в Суниле и прилегающий рабочий поселок (1936-1954).

Очень внимательно относился Алвар Аалто и к оформлению интерьера. Прежде чем предложить те или иные светильники, он изучал психобиологические и функциональные свойства света. Он настаивал на том, что правильно спроектированный дом должен предоставлять не только каждой семье, но и каждому ее члену возможность уединения. Разрабатывая мебель и другие элементы интерьера, он утверждал, что все детали внутреннего убранства дома – не что иное, как компенсация контакта с природой. “Каждый может хотя бы в шутку вообразить, что изделия, наполняющие дом,- говорил Аалто,- являются символами естественных элементов. Изделия и предметы с их текстурой, цветом и формой представляют зеленые поля и цветы, короче говоря, мир, которого человек в больших городах лишен”.

В 45 лет Алвар Аалто становится главой Союза архитекторов Финляндии, а уже к 65 годам – президентом Академии Финляндии.

Скончался Аалто 11 мая 1976 в Хельсинки. Сегодня памяти архитектора посвящен один из его проектов – Художественный музей в Ювяскюле. Он, вместе с остальными постройками по всему миру, хранит память о великом архитекторе, который своим творчеством освежил европейскую культуру строительства, сделав ее более лаконичной и гармоничной.

Финны говорят, что, например, спроектированные Алва-ром Аалто белые здания нового общественного центра Хельсинки выражают сам дух “белого города Севера”. А те, что облицованы красным кирпичом, особенно выразительно смотрятся зимой, когда в лучах заходящего солнца кирпич на фоне снега и неба вспыхивает как пламя. Великий архитектор и после смерти продолжает вести диалог с природой и с каждым из нас.

 

https://en.wikipedia.org/wiki/Alvar_Aalto

www.alvaraalto.fi

Sahkotalo-Helsinki_1973-Photo-JisisSahkotalo, Helsinki, 1973 (Photo Jisis)

Aalto-Hochhaus_in_Bremen-Germany-_1961-Photo-Jurgen_HowaldtAalto-Hochhaus in Bremen-Germany, 1961 (Photo Jurgen Howaldt)

Enso-Gutzeit_Headquarters-_Helsinki-_1962-Photo-TTKKEnso-Gutzeit Headquarters, Helsinki, 1962 (Photo TTKK)

Helsinki_University_of_Technology_Espoo-Finland_1966_Photo_J-P_KarnaHelsinki University of Technology, Espoo, Finland, 1966 (Photo J.P. Karna)

Стул дизайна Альвара Аалто
Стул дизайна Альвара Аалто
Дворец "Финляндия" Хельсинки
Дворец “Финляндия” Хельсинки
Городская библиотека, Выборг, Россия (1933-1935)
Городская библиотека, Выборг, Россия
(1933-1935)
Городская библиотека, Выборг, Россия (1933-1935)
Городская библиотека, Выборг, Россия
(1933-1935)
Ваза дизайна Альвара Аалто
Ваза дизайна Альвара Аалто
Стойка для зонтов
Стойка для зонтов
Столики из гнутой фанеры
Столики из гнутой фанеры
Кресла из гнутой фанеры
Кресла из гнутой фанеры
Шезлонг  из гнутой фанеры и кожи
Шезлонг из гнутой фанеры и кожи
Download documents