Ludwig_Mies_van_der_Rohe

Людвиг Мис ван дер Роэ

Людвиг Мис ван дер Роэ (нем. Ludwig Mies van der Rohe, 1886 —1969) — немецкий архитектор-модернист, ведущий представитель «интернационального стиля», один из художников, определивших облик городской архитектуры в XX веке.

Людвиг Мис ван дер Роэ – американский архитектор немецкого происхождения, один из основоположников «интернационального стиля», для которого характерно использование строгих геометрических форм. После второй мировой войны стал одним из ведущих архитекторов США. Работы ван дер Роэ оказали заметное влияние на следующие поколения архитекторов. Постройки архитектора, выполненные обычно из стали и стекла, отличает четкое пропорциональное решение как основной массы здания, так и его внутреннего пространства, а также подчеркнутый акцент горизонталей и вертикалей. Людвиг Мис ван дер Роэ стремился к предельной простоте своих сооружений.

Людвиг Мис ван дер Роэ родился в Аахене 27 марта 1886 года. Уже в 1920-е годы к фамилии, унаследованной от отца, он прибавил фамилию матери Аахен — старейший центр немецкой культуры. Людвиг не получил профессионального образования в обычном понимании. Интерес к строительству привил ему отец, мастер-каменщик, владелец лавочки, торговавший пиленым камнем. С пятнадцати лет он помогал местному архитектору, выполняя бесконечные чертежи штукатурных орнаментов. В 1905 году Мис уехал в Берлин, где работал сначала у Бру но Пауля, одного из лучших в то время специалистов по архитектуре и оборудованию интерьеров, а с 1908 года — в мастерской Петера Беренса. Среди поручений, которые пришлось выполнить ван дер Роэ, был надзор за строительством Германского посольства в Петербурге Три года, проведенные в мастерской Беренса, заложили основу формирования Миса как архитектора, навсегда усвоившего и неоклассические идеи и технико-промышленные аспекты творчества своего учителя. Определенное влияние на молодого Мис ван дер Роэ оказали и работы Райта, которые он видел на выставке в 1910 году в Берлине. Получив заказ в Голландии, Мис в 1912 году уехал в Гаагу, где познакомился с работами Берлаге.
В 1913 году Людвиг Мис ван дер Роэ открыл в Берлине свое проектное бюро. Период ученичества завершила первая мировая война. В годы социальных потрясений и экономической разрухи, когда строились мало, Мис ван дер Роэ выступил с серией экспериментальных проектов (1919—1924). Среди них отмеченные влиянием экспрессионизма проекты стеклянных небоскребов, архитектор искал новый тип конструктивной структуры и вместе с тем форму, полнее всего выявляющую прозрачность и блескость стекла. Проекты двух загородных домов 1923 года — кирпичного и железобетонного, разработанные Мис ван дер Роэ, имеют неоценимое значение для развития современной архитектуры. В этих двух проектах Мис ван дер Роэ выразилась новая концепция в архитектуре. В руках архитектора плоскостные элементы становились сферой сочетания разнородных материалов и элементов конструкции стеклянных стен, железобетона и впоследствии мрамора. В этих двух домах Мис ван дер Роэ показана форма, в которой может быть использован изменчивый характер элементов, составляющих дом Стена уже не рассматривается как подчиненный элемент со всех сторон замкнутой коробки здания. Она приобретает самостоятельное значение, выведена за пределы внутреннего пространства, связывая его с окружающей средой. Вместо отдельных, вставленных в стены окон применены сплошные остекленные поверхности, контрастирующие с глухими участками стен. В этом проекте наметилось решение планировки дома по функциональному признаку, с разделением на жилую и хозяйственную зоны. Впоследствии, начиная с 1924 года этот принцип становится основным при проектировании жилых зданий. В то время как Ле Корбюзье берет в основу геометрическую форму и ей подчиняет функциональное решение. Мис ван де Роэ, наоборот, исходит при разработке внешнего облика здания и взаимного расположения отдельных его частей исключительно из их назначения. Таким образом, возникает свободно расчлененное объемное решение сооружения.
В 1920-е годы Мис ван дер Роэ был связан с наиболее радикальными из прогрессивных архитекторов Германии. В 1926 году в Берлине он построил памятник Карлу Либкнехту и Розе Люксембург. Годом позже Мис ван дер Роэ возглавил Международную выставку в Штутгарте. Ему удалось объединить на выставочной территории постройки крупнейших архитекторов рационалистического направления из нескольких стран Европы. Сам Людвиг Мис ван дер Роэ создал здесь трехэтажный жилой дом со стальным каркасом и изменяемой внутренней планировкой — прообраз типа, широко распространившегося в архитектуре 1930-х годов. Мис ван дер Роэ посчастливилось продемонстрировать свои архитектурные воззрения в чистом виде при строительстве немецкого павильона на Международной выставке 1929 года в Барселоне. Вместо павильона для размещения экспонатов, он возводит здание, которое по четкости форм и красоте примененных материалов (травертин, оникс и стекло различных оттенков) представляет собой одновременно выставочный павильон и выставочный экспонат. В нем получила выражение новая архитектурная концепция: создано расчлененное со свободно расположенными стенками перетекающее пространство. Структурная основа вытекает из четкого разграничения несущих и ненесущих элементов. Плоская крыша покоится на открыто стоящих стальных стойках, поэтому ненесущие стены могут быть выполнены из стекла и других тонкостенных материалов. Мис ван дер Роэ последовательно разграничивает необходимые элементы конструкции (стойки, перекрытия) от таких, которые не выполняют конструктивных функций (ненесущие стены) Отказ от чисто декоративной трактовки конструктивных элементов — один из важнейших принципов современной архитектуры. Проект этого павильона принес ван дер Роэ мировую известность.
В 1930 году Мис ван дер Роэ построил жилой дом Тугендхата в Брэнне. То, что в Барселоне могло восприниматься как причудливая игра плоскостями и материалами, здесь превратилось в новую концепцию жилого дома Дом Тугендхата стоит на откосе. Мис весьма удачно использовал такое расположение, спроектировав помещения в двух уровнях Дом делится перегородками на четыре функциональные зоны вход, жилую зону, зону для занятий и столовую Такой пространственной композицией Мис вам дер Роэ удалось в соответствии со своими программными установками учесть все разнообразие повышенных требований заказчика, не нарушая цельности основного объема делением его на от-, дельные мелкие помещения. Единством внутреннего содержания и наружного облика, привлекательностью вписанных в рельеф местности форм, раскрытием в окружающую природу, а главным образом гармонией пропорций дом Тугендхата может быть отнесен к классическим образцам современного жилища.
Когда в 1930 году Мис ван дер Роэ возглавлял Баухауз, он направил его деятельность на изучение в первую очередь чисто формальных проблем. Несмотря на это, нацисты сделали невозможной работу школы в Дессау Мис ван дер Роэ вынужден был перевести ее в Берлин, а затем, в 1933 году, распустить. В 1937 году он эмигрировал в США, где годом позже был приглашен возглавить архитектурную школу ИТИ — Иллинойского института технологии в Чикаго В своей речи при вступлении в эту должность Мис ван дер Роэ изложил свою программу. «Длинный путь, который должен пройти материал, до того как он обретет целесообразную форму, преследует единственную цель — навести порядок в ужасающем беспорядке наших дней Мы стремимся к тому, чтобы каждая созданная нами вещь отвечала присущему ей назначению. Мы стремимся осуществить это с таким совершенством, чтобы все наши произведения излучали свет внутреннего горения».
Спустя год после приезда в Америку Людвиг Мис ван дер Роэ получает заказ на проектирование и строительство Иллинойсского технологического института в Чикаго. Архитектор пытается в этом сооружении выявить единство поверхности, пространства и объема путем применения единой модульной системы. Ей Мис ван дер Роэ подчиняет планировку помещений, интервалы между отдельными зданиями и членение фасадов Конструкции были стальными. В распоряжении архитектора имелись только стандартные профили Применение стальных конструкций приводит к простым прямоугольным формам, и Мис ван дер Роэ находит способы придать обезличенным заводским изделиям архитектурную значимость Отличающийся гармонией пропорций, скупостью средств и четкостью композиций Иллинойский технологический институт стал вершиной всего его творчества Именно здесь определилась главная архитектурная тема его построек американского периода — нерасчлененный параллелепипед с вынесенным наружу каркасом Планировку комплекса ИТИ он организует по принципу, который в свое время положил в основу барселонского павильона, — прямоугольные блоки зданий лишь направляют развитие непрерывной системы пространств. Вся планировка подчинена единой модульной сетке. Одновременно с первыми зданиями ЙТИ Мис ван дер Роэ спроектировал и построил дом Фэрнсуорт в Фоке Ривер (Иллинойс, 1946—1950). Три гладкие железобетонные плиты — терраса, пол и покрытие — как бы плавают над землей, приподнятые на металлических опорах, расположенных снаружи и связанных с боковыми гранями плит. Внутреннее пространство, огражденное лишь стеклянными панелями, не расчленено и воспринимается как часть общего пространства сада. В значительно более крупном масштабе тема открытого павильона использована для здания Краун-холла — архитектурной школы ИТИ (1952). Первый этаж фактически двухэтажного сооружения, имеющий традиционную планировку, заглублен в землю, замаскирован. Композицию определяет стеклянный параллелепипед второго этажа. Плоская плита его покрытия подвешена к мощным металлическим рамным конструкциям выведенным наружу. Ничто не намечает членений цельного пространства — цельного в данном случае, вопреки прямым потребностям организации учебного процесса.
Та же архитектурная тема — нерасчлененный прямоугольный объем – положена в основу небоскребов Мис ван дер Роэ. Цельное внутреннее пространство здесь заменяет сумма равноценных стандартных этажей и пространственных ячеек. Конструктивный каркас небоскребов скрыт за их внешней оболочкой. Элегантные членения стеклянных стен стальными или алюминиевыми профилями здесь не образованы конструкцией — как в Краун-холле, — они являются таким же символическим выражением реальной структуры, как пилястры на стенах дворцов Ренессанса. Самые известные небоскребы Мис ван дер Роэ: высотные жилые дома в Чикаго на Лейк-Шоо-Драйв (1951), Коммонуэлс променад (1957) отличаются лишь деталями от конторского здания Сигрэм-билдинг в НьюЙорке (1958). Последний выделяется особой утонченностью проработки» деталей и роскошью отделочных материалов — бронзовый каркас, стены из сиреневого стекла со сплавом золота. Кажущаяся простота этих зданий достигнута дорогой ценой — она потребовала сложных конструкций и определенных жертв в функциональной целесообразности сооружений Форма высотных зданий Мис ван дер Роэ не зависит от их назначения- Об этом говорил и сам архитектор: «Моя концепция и подход к работе над Сигрэм-билдинг не отличались от работы над другими зданиями, которые я построил. Моя идея, или, лучше, «направление», которым я иду к ясной структуре и конструкции, приложимы не только к какой-либо одной проблеме, но ко всем архитектурным проблемам, которыми я занимаюсь. Я фактически ярый противник идеи, что специфика здания должна иметь индивидуальный характер, — скорее, характер должен быть универсальным, определяемым обшей проблемой, которую архитектура должна стремиться решить…»
При строительстве многоэтажных жилых домов в Чикаго Мис ван дер Роэ возвращается к выдвинутой им еще в 1919 и 1921 годах идее высот ного дома из стекла. То, что тогда представлялось мечтой, стало теперь реальностью. Стекло и сталь — единственные средства, примененные им для воплощения своего архитектурного замысла. Благодаря скупости использованных средств, выразительности ясной архитектурной формы его ведущая архитектурная идея «чем меньше, тем лучше» получила четкое выражение. Та же простота видна и в решении планировки дома. Вокруг центрального ядра, в котором находятся помещения инженерного оборудования, расположены спальни и жилые комнаты отдельных квартир. Выбранные ван дер Роэ промышленные материалы — сталь и стекло — требуют для их использования в архитектуре высокоразвитого художественного чутья. При работе с этими материалами важно тщательно разработать все детали, учесть малейшие изменения пропорций. По высказыванию Мис ван дер Роэ, здесь важен «органический принцип» соответствия каждого элемента своему месту в сооружении. Поэтому мастерские Мис ван дер Роэ сначала изготовляли шаблоны деталей несущей части здания и их примыканий в масштабе до 1:1, так как уменьшение масштаба могло исказить художественное впечатление. Здание фирмы «Бакарди» по изготовлению рома в Мехико, пожалуй, самое интересное в архитектурном отношении из творений Мис ван дер Роэ 1953 и 1964 годов. Обращает на себя внимание сознательное подчеркивание соотношения между горизонтальными плоскостями, что чаше встречается в более поздних работах мастера. Начинавший как последователь Райта, Мис ван дер Роэ становится его антиподом. Рождается непримиримый антагонизм между романтикой «органичной архитектуры» и оголенным классицизмом универсальных структур Миса. В начале 1960-х годов, когда направление Мис ван дер Роэ исчерпало себя, он оставляет преподавательскую работу в ИТИ. Крупнейшая его постройка этих лет — Музей современного искусства в Западном Берлине (1968) — еще один вариант воплощения идеалов неоклассицизма в утонченно разработанной металлической конструкции.
Здание в Берлине — последняя работа Людвига Мис ван дер Роэ. Свою эстетическую концепцию ван дер Роэ связывал с идеалистической философией неотомизма, согласно которой истоки прекрасного—в целостности, внутренней уравновешенности формы, математической чистоте ее пропорций. В абстрактности элементарных геометрических фигур, ясности прямого угла и параллельных линий Мис ван дер Роэ видел воплощение «абсолютной идеи», «высшей гармонии». «Лучезарность», «светлость» — одну из главных ценностей эстетики томизма — он воплотил в постройках, вся или почти вся поверхность ограждения Которых образована стеклом. Кристаллические формы творений Мис ван дер Роэ были «приняты на” вооружение» крупными проектными фирмами США. На какое-то время они стали едва ли не обязательными и для новых административных и коммерческих зданий, строившихся в странах Западной Европы.
Людвиг Мис ван дер Роэ скончался 17 августа 1969 года в Чикаго.

Постройки Миса породили в США целое архитектурное течение, известное как «стиль Миса», который в 80-е годы постепенно был вытеснен другими стилями, такими как постмодернизм.

https://en.wikipedia.org/wiki/Ludwig_Mies_van_der_Rohe

www.miessociety.org

Иллинойский Технологический Институт, Чикаго, Иллинойс, США (1939-1958 гг.)
Иллинойский Технологический Институт,
Чикаго, Иллинойс, США
(1939-1958 гг.)
Небоскреб Сигрем-билдинг (Seagram Building), Нью Йорк, США (1954-1958 гг.)
Небоскреб Сигрем-билдинг (Seagram Building), Нью Йорк, США
(1954-1958 гг.)
Новая Национальная Галерея, Берлин, Германия (1962-1968 гг.)
Новая Национальная Галерея, Берлин, Германия
(1962-1968 гг.)
Дом Фарнсуорт (Farnsworth House), Плано, Иллинойс, США (1945-1951 гг.)
Дом Фарнсуорт (Farnsworth House), Плано, Иллинойс, США
(1945-1951 гг.)

Martin Luther King Jr. Memorial Library Washington USA 1972 Photo David MonackMartin Luther King Jr. Memorial Library  Washington USA 1972 (Photo David Monack)

Toronto-Dominion Center_Toronto, Canada 1969 Photo Jason ParisToronto-Dominion Center Toronto, Canada, 1969 (Photo Jason Paris)

860 - 880 Lake Shore Drive, Chicago, IL, USA 1951 Photo-Digital Collections, UIC Library860 – 880 Lake Shore Drive, Chicago, IL, USA, 1951 (Photo-Digital Collections, UIC Library)