Филипп Джонсон

Филип Джонсон

Филип Джонсон (англ. Philip Johnson; 8 июля 1906 — 25 января 2005) — основоположник и ведущий представитель «интернационального стиля» в американской архитектуре середины XX века. Лауреат первой Притцкеровской премии (1979).

Филип Джонсон – прославленный архитектор, неординарная фигура в мировой архитектуре, был учеником Мис ван дер Роэ и Марселя Брейера. Он был приверженцем интернационального стиля со свойственными ему простотой геометрических форм, выраженных в стекле и стали. По мере профессионального взросления американский архитектор увлекся постмодернизмом. Примечательны те приемы, которые использовал мастер при создании проектов – он ловко оперировал историческими формами и дорогими отделочными материалами, часто сочетая современные тенденции с элементами готики, классицизма и даже средневековой восточной архитектуры.

Филип Джонсон появился на свет 8.07.1906 года в Кливленде, США. Его отец был авторитетным юристом, что позволило юному Филипу получить образование в Гарварде на факультете филологии. В 1932 году Филип занял пост директора архитектурного отделения нью-йоркского Музея современного искусства. Эта работа перевернула его профессиональные предпочтения – из филолога Джонсон превратился в пропагандиста интернационального стиля. В компании с единомышленниками он выпустил книгу, которая стала первым теоретическим трудом, посвященным этому архитектурному направлению.

Заинтересованность в строительстве побудила Филипа снова поступить в Гарвард. На этот раз он решил изучать архитектуру и связать с этой профессией жизнь. В 1943 году Джонсон получил диплом и начал заниматься частной практикой. Первые проекты демонстрировали явное влияние идей Мис ван дер Роэ. Примером тому служит стеклянный дом в Нью-Канаане, концепция которого навеяна зданием Фарнсворт.

Последней работой, демонстрирующей почерк ван дер Роэ, является музей Вильяма Проктора в Ютике, строительство которого было окончено в 1960 году. Здание, выполненное в неоклассическом стиле, отличается консервативностью и статичностью. Именно с музея начался второй период творчества Джонсона. Он характеризуется тем, что влияние идей учителя остается в прошлом, а у талантливого ученика проявляется собственный стиль. Яркие представители этого этапа – ядерный реактор в Реховоте и церковь в Нью-Гармони, строительство которых также закончилось к 1960 году.

Не меньше интереса представляет музей искусства в Техасе The Farnsworth Art Museum, построенный им в тот же год. Здание спроектировано таким образом, что с последней террасы перед ним можно увидеть панораму всего городка. Некоторые утверждают, что этот вид лучшая экспозиция музея.

Авторство Филипа распространяется на Линкольн-центр, возведенный в начале 60-х. Здание стало квинтэссенцией американского неоклассицизма. В нем нашли отражение все черты, присущие стилю, причем воплощены они здесь в ультра-концентрированном виде. Интерьеры Линкольн-центра впечатляют, особенно масштаб праздничного холла. Таких пространств Нью-Йорк еще не видел, но они явно пришлись ему по вкусу.

Конец шестидесятых годов прошлого века лишил творчество Филипа исторического подтекста. Примером служит один из корпусов университета Провиденса. Это ассиметричное здание, впечатляющее набором современных пластичных инструментов.

Следующее десятилетие стало этаким поиском собственного неповторимого стиля. Мастер экспериментировал, использовал черты несопоставимых друг с другом направлений. Из-за этого его творчество сложно отнести к какому-то конкретному стилю. Фирма Джонсона стала законодателем архитектурных мод, предвестником больших изменений. Филип пользовался заслуженным авторитетом в кругу представителей области искусства. Его деятельность нашла признание и в правящих политических кругах. В 80-х годах он считался самым влиятельным архитектором США. Он был богат, знаменит и успешен. Его проекты оценивались в кругленькие суммы. Фамилия Джонсона стала модной и ассоциировалась с миром дорогой архитектуры.

В конце 60-х годов работы Джонсона уже не носят влияния историзма. В 70-е годы он пробует себя в различных стилевых направлениях. В 1968 году в паре с Джоном Берджи Джонсон открывает архитектурную компанию, ставшую законодателем моды в своем направлении, пользующуюся почитанием в обществе и признанием в элитных кругах, в том числе у правящей верхушки. Вместе с этим, Джонсон приобретает статус самого модного и дорогого архитектора своего времени.

В карьере Филипа имели место и громкие скандалы. Один из них связан с небоскребом АТТ в Нью-Йорке. Архитектор воплотил оригинальную, смелую и даже дерзкую затею. В качестве основания он использовал многократно увеличенную в масштабе композицию капеллы Пацци. На него водружена гранитная коробка небоскреба в стиле высотных зданий первой половины XX века, украшенная барочным фронтоном. Разразившийся скандал походил на бурлящее штормовыми страстями море, по волнам которого спокойно шел солидный корабль Филипа.

Здание заняло видное место в облике Манхэттена. Причем на облике Нью-Йорка оно отразилось куда больше, чем на течении постмодернизма. И пока общество обсуждало противоречивый проект, Джонсон не покладая рук работал над еще одной “громадиной”. Republic Bank Center соединил черты Ренессанса и готики. Но это не единственный небоскреб для Хьюстона. Другой яркой работой стал 65-этажный Williams Tower (Transco Tower).

Творчество Филипа принесло ему немало наград, одной из которых стала Притцкеровская премия. Стоит отметить, что он стал первым лауреатом этой престижной награды (1979 год). Годом ранее он получил Золотую медаль AIA. В 2004 году архитектор отошел от практики по состоянию здоровья. Он прожил долгую жизнь и умер в возрасте 98 лет в собственном поместье в Коннектикуте.

Ворота Европы (Puerta de Europa), Мадрид, Испания (1995 г.)
Ворота Европы (Puerta de Europa), Мадрид, Испания
(1995 г.)

Галерея Millennia Retail, Сингапур (совместно с Burgee Architects)Межконфессиональная Часовня Мира

Музей Искусства Южного Техаса (Art Museum of South Texas), Техас, США (совместно с Burgee Architects) (1972 г.)
Музей Искусства Южного Техаса (Art Museum of South Texas), Техас, США (совместно с Burgee Architects)
(1972 г.)
Музей Современного искусства МоМА, Нью-Йорк, США (совместно с арх-рами: Cesar Pelli, Edward Durell Stone, Yoshio Taniguchi) (2004 г.)
Музей Современного искусства МоМА, Нью-Йорк, США (совместно с арх-рами: Cesar Pelli, Edward Durell Stone, Yoshio Taniguchi)
(2004 г.)
Национальный банк Америки (Nations Bank), Даллас, Техас, США (1987 г.)
Национальный банк Америки (Nations Bank), Даллас, Техас, США
(1987 г.)
Отель и башня Trump International, Нью-Йорк, США (совместно с Ritchie & Fiore Architects) (1996 г.)
Отель и башня Trump International, Нью-Йорк, США (совместно с Ritchie & Fiore Architects)
(1996 г.)
Павильон Da Monsta, Нью-Канаан, Коннектикут, США (1995 г.)
Павильон Da Monsta, Нью-Канаан, Коннектикут, США
(1995 г.)
Стеклянный Дом (Glass House), Нью-Канаан, Коннектикут, США (1949 г.)
Стеклянный Дом (Glass House),
Нью-Канаан, Коннектикут, США
(1949 г.)
Часовня St. Basil Chapel, Хьюстон, Техас, США (1996 г.)
Часовня St. Basil Chapel, Хьюстон, Техас, США
(1996 г.)

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/Джонсон,_Филип