Арата Исодзаки

Арата Исодзаки

Арата Исодзаки (Arata Isozaki)

Год рождения: 1931

Страна: Япония

Стиль: метаболизм, постмодернизм

Родился на острове Кюсю, учился в Токийском университете под руководством знаменитого японского архитектора Кензо Танге. В 1963 году открыл собственную фирму Arata Isozaki Atelier. Первое время Исодзаки работал в стиле метаболизм, позже перешел к постмодернизму.

Путь Арата Исодзаки в архитектуре отличается поиском новых форм, экспериментаторством. Его идеи повлияли на метаболистов, в частности на самого Кензо Танге, только стиль Исодзаки характеризуется подчеркнутой экспрессией элементов – «маньеризм», как определял сам архитектор. Среди его работ – стадионы, музеи, культурные центры.

Остыв от увлечения идеями метаболизма, в 1970-е он перешел к постмодернизму. В своем творчестве архитектор активно использует исторические стили, органично и с присущей ему иронией соединяя их. К постройкам этого периода можно отнести Муниципальную библиотеку в Китакесю.

Однако уже в конце 1970-х годов Арата вновь решает видоизменить свой стиль. Он избавляется от иронии, поняв, что после 20 лет практики в этом ключе пора переходить на новый этап. Свои сомнения и взгляды великий архитектор отразил в статье 1985 года «Архитектура с или без иронии». На следующий год Исодзаки получил премию Королевского института британских архитекторов.

Черты нового подхода заметны уже в постройках 1970-х годов. В это же время Исодзаки сближается со многими деятелями архитектурного постмодернизма –среди них Джеймс Стерлинг, Фрэнк Гери и Питер Айзенман. Но в отличие от них у японского архитектора нет привязанности к какой-то определенной культурной традиции, выбранной для конкретного здания. Он свободно совмещает классические формы с простыми геометрическими объемами, не упуская из виду главную идею, положенную в основу постройки, и учитывая ее архитектурное окружение. Интернационализм – то, что отличает Исодзаки от других японских творцов, придерживающихся традиционной архитектуры их страны в современных сооружениях, и от западных коллег, стремящихся выполнить определенное здание в каком-то едином национальном стиле.

В работах архитектора этого времени видны принципы метаболизма – смелого направления XX века, в котором здание представляется, как живой, переменчивый организм. Внешний вид метаболических построек передает динамику при помощи своих необычных форм. Как отметил сам Арата, в его проектах есть выделенная экспрессия отдельных частей конструкции. Это, по его мнению, отличает его от классических метаболитов. Сам он даже придумал название для своего стиля – “маньеризм”.

Одним из первых самых ярких проектов автора становится Музей современного искусства в Японии, в городе Гунма, возведенный в 1971-74 годах. Именно в нем он проявил себя как “маньерист”, разбив здание на несколько условных кубов. С внешней стороны все блоки покрыты алюминиевыми и стеклянными панелями. Грани кубов разделены на квадраты, что создает интересный оптический эффект.

В своем творчестве Исодзаки хотел соединить идеи присущего Японии метаболизма и западного постмодернизма. Важным для него было показать, что архитектурные направления – такие виды искусства, которые не несут за собой определенной социально-политической ориентации. Так, модернистские здания не являются только лишь символом общественного прогресса со всеми его плюсами и минусами. Это отдельное направление, которое со временем меняется и впитывается в себя уже другие смыслы. Ярким примером “маньеризма” Арата Исодзаки можно считать здание Общественного центра в городе Цукуба, построенного в 1983 году.

Из-за тенденции возвращения влияния политики на архитектуру, Арата Исодзаки начинает отдаляться от практики. Он пробует себя как теоретик: преподает в таких крупных университетах США, как Гарвард, Йель, Колумбия. Он также курирует групповые архитектурные проекты.

Среди этих проектов были такие интересные постройки, как:
– Проект жилого комплекса в Гифу Китагата (создан при участии исключительно женщин-архитекторов);
– Японский павильон, созданный для на Шестой Международной архитектурной Венецианской биеннале;
– Проект – “Haishi” (“Город-мираж”) – 1994 г., экспонирующийся в галерее Intercommunication в Токио.

В 1986 году Исодзаки получает премию Королевского института британских архитекторов, а еще через девять лет берет первенство на Венецианской биеннале.

Сегодня Арата Исодзаки считается одним из основоположников современной японской архитектуры. Он сумел сохранить тонкий смысл идей японских метаболистов, сделав их более понятными и актуальными для поколения нового века.

http://www.isozaki.co.jp/

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%BE%D0%B4%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%B8,_%D0%90%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B0

Музей искусств Центральной Академии художеств (CAFA)
Музей искусств Центральной Академии художеств (CAFA)
Проект CityLife
Проект CityLife
Museum of Mankind, Ла Коруна, Испания (1993-1995 гг.)
Museum of Mankind, Ла Коруна, Испания
(1993-1995 гг.)
Nara Конференц - Холл, Нара, Япония (1998 г.)
Nara Конференц – Холл, Нара, Япония
(1998 г.)
Галерея Уффици, Флоренция, Италия (1998-2006 гг.)
Галерея Уффици, Флоренция, Италия
(1998-2006 гг.)
Ледовый Хоккейный стадион Torino, Торино, Италия (2002 г.)
Ледовый Хоккейный стадион Torino, Торино, Италия
(2002 г.)
Национальная библиотека Qatar, Доха, ОАЭ (2005 г.)
Национальная библиотека Qatar, Доха, ОАЭ
(2005 г.)
Отель Пуэрта Америка, оформление этажа, Мадрид, Испания (2005 г.)
Отель Пуэрта Америка, оформление этажа, Мадрид, Испания
(2005 г.)
Парк МИНО (Ceramics Park MINO),Таджими, Япония (1996-2002 гг.)
Парк МИНО (Ceramics Park MINO),Таджими, Япония
(1996-2002 гг.)