Herzog & de Meuron Architekten (Херцог и де Мёрон) (сокр. HdeM) — швейцарское архитектурное бюро, основанное в 1978 году в Базеле, Жаком Херцогом (Jacques Herzog) (род. 19 апреля 1950 года) и Пьером де Мёроном (Pierre de Meuron ) (род. 8 мая 1950 года). Обладатели Пртицкеровской премии (2001 год).
Жак Херцог родился 19 апреля 1950 года в швейцарском Базеле. После окончания школы Херцог, увлеченный архитектурой и дизайном, поступил в Швейцарский федеральный технологический институт в Цюрихе, где и познакомился с Пьером де Мероном. В 1978 году они официально закрепили свое партнерство и начали воплощать самые невероятные идеи. Но друзья не спешили создавать собственную студию. Сперва они работали на швейцарскую компанию «Ricola», а затем – на французскую архитектурную компанию. В 1997 году они, наконец, решились открыть собственную мастерскую – «Herzog & de Meuron».
Одним из первых проектов, который прославил Херцога и де Мерона, была лондонская галерея «Tate Modern». Этот шедевр современного дизайна принес им самую престижную премию в области архитектуры – Притцкеровскую премию. Председатель жюри Картер Браун заметил во время награждения: «Я не встречал архитекторов с большим воображением, которые работали бы так виртуозно, как Жак Херцог и Пьер де Мерон».
После такого успеха на них буквально посыпались заказы. В 2002 году «Herzog & de Meuron» обновили дизайн здания «Laban Dance Centre» в Лондоне, крупнейшей школы танцев во всей Европе. За этот проект Херцог и де Мерон получили премию «Sterling Award».
В 2005 году был официально открыт стадион «Allianz Arena» – один из самых амбициозных проектов Жака и Пьера. Его открытие было приурочено к началу Чемпионата мира по футболу 2006 года в Германии. Местные жители достойно оценили работу швейцарцев – благодаря современным технологиям стадион буквально светился.
После завершения строительства «Allianz Arena» Жак Херцог и Пьер де Мерон приступили к не менее амбициозному проекту. Они разработали проект Олимпийского стадиона в Пекине, который прозвали «птичье гнездо». На строительство грандиозного стадиона ушло пять лет и $ 423 млн. В 2006 году авторитетное издание «New York Times» признало компанию «Herzog & de Meuron» самой влиятельной архитектурной студией в мире.
Сегодня Жак Херцог продолжает работать над самыми невероятными проектами. Вместе с Пьером де Мероном они разрабатывают такие проекты, как «Plaza de España» в Тенерифе, «Tate Modern 2» в Лондоне, а также пытаются воплотить в жизнь проект, который назвали «дом, уходящий в небо». Его строительство должно начаться в Нью-Йорке. По замыслу архитекторов 57-этажное здание будет состоять из различных «коробок», расположенных под разным углом. В планах Херцога также создание концепции здания «Philharmonic Hall» в Гамбурге.
В мире предметного дизайна Herzog & de Meuron известны всего несколькими проектами, среди которых светильник «Pipe» для итальянской компании ARTEMIDE и табурет из дерева «Hocker stool» для швейцарской фабрики VITRA. Кстати, здание VITRAHAUS в городке Вайль-на-Рейне также спроектировано знаменитым дуэтом в числе других архитектурных шедевров от знаменитых архитекторов современности на территории кампуса VITRA: Захи Хадид, Тадао Андо, Фрэнка Гери и др
Фирменными чертами их проектов являются предельный минимализм и широкое использование экспериментальных материалов, таких как трафаретное стекло. Большой успех имел разработанный ими проект галереи Тейт Модерн в Лондоне (2000), принёсший им Притцкеровскую премию в 2001 году, стадион Альянц Арена в Мюнхене (2005) и Пекинский национальный стадион (2008). Участвовали в конкурсе на разработку нашумевшей концепции Газпром-Сити в Санкт-Петербурге.
Их амплуа — архитектура вне шаблонов с изумительным расчетом от объема до детали, их визитная карточка — изысканный и артистичный выбор материалов. Им нет равных в умении адаптировать исторические здания под современные функции, в том числе выставочные и музейные, и безупречно вписывать их в сложившуюся городскую среду. Повсюду они пытаются расслышать шепот genius loci. Им важен не «кулëр локаль» и архитектурная традиция: они пробуют уловить некую энергетическую индивидуальность места, в котором им предстоит строить. И лишнее подтвержедение тому — премьеры 2016 года.
Творчество Херцога и Де Мерона как дерево: корнями глубоко в почве, в глубинах культурных традиций и архетипов, кроной — не только здесь и сейчас, но и высоко в небе, почти в визионерских футуристических образах и видениях. Но характерной чертой именно их случая является тот факт, что одно не может существовать без другого и возможно только в симбеозе. Привыкнув безбоязненно и свободно работать с историческими артефактами, архитекторы все чаще выступают в роли рестравраторов. В Нью-Йорке под их руководством
завершилась реставрация Зала ветеранов в историческом здании Военного арсенала на территории Центрального парка. Роскошный неоготический интерьер, созданный в конце XIX века Луисом К. Тиффани, предстал в обновленном виде.
Их кредо — никогда не повторяться. Каждый заказ уникален и достоин особого образа, метода, а иногда и инновации. «Я думаю, архитектор должен разнообразить то, чем он занимается. Это как с мускулами: тренировать надо все группы мышц — важны и большие, и маленькие мышцы, только так и можно сохранять гибкость и активность, — говорит Херцог. — Если ты все время делаешь одно и то же, ты становишься экспертом и специалистом, но ты слепнешь при этом. Мы, например, меньше всего любим делать частное жилье, но несмотря на это мы считаем важным браться за заказы самых разных типов». В портфолио Херцога и де Мерона, действительно, немало объектов коммерческой и жилой недвижимости. Прекрасные архитектурные образы, например, они создали для модного дома Prada. Бутик Prada (2003) в токийском квартале люксового ритейла Аойама похож на хрустальную вазу со множеством сверкающих граней. В 2015-м ровно напротив открылся бутик Miu Miu — в виде гладкой позолоченной изнутри серебряной коробки со слегка приоткрытой крышкой.
Облик зданий, спроектированных HdeM, определяют не только выразительные формы, но и в не меньшей степени артистичные материалы, поверхности, с невиданно чувственной, характерной фактурой. Мадридский Caixa Forum удивляет красно-ржавой чугунной отделкой верхних этажей. Новый корпус Walker Art Center (2005) в Миннеаполисе — словно сотканной из мятой серебряной ткани алюминиевой облицовкой. Музей Де Янга (2005) в Сан-Франциско полностью облицован перфорированными панелями из подернутой зеленоватой патиной меди. Стены базельского музея-хранилища Schaulager (2003) покрывают необычные плиты из бетона, перемешанного с местным гравием, от которых так и веет первобытной архаикой. А крыша Музея культур (Museum der Kulturen), облицованная глянцевыми керамическими шестиугольниками, кажется сделанной из кристаллов каменного угля.
Для придания объекту большей артистичности Херцог и де Мерон часто приглашают к работе над концепцией современных художников. Проектировать здание исследовательского центра фармацевтической компании Roche в Базеле им помогал швейцарский концептуалист Реми Цаугг. Автор абстрактных мультиколорных полотен Адриан Шисс участвовал в создании зданий на кампусе страхового общества Helvetia в Сен Галлене. Деятель видео-арта Майкл Крейг-Мартин помогал им подбирать цвета поликарбонатной оболочки хореографического центра имени Лабана в Лондоне, за который бюро HdeM получило главную британскую архитектурную награду — премию Стерлинга. В 2012 году HdeM вместе с китайским художником Ай Вейвеем рефлексировали на тему археологии во временном павильоне, построенном для галереи Serpentine.
«Продолжать работать — это вызов, — говорит Херцог. — Но и наслаждение, а значит… не ноша, нет, но вызов, который побуждает нас идти дальше. Исследовать, чем архитектура станет в будущем: я хочу это понять. Правда, идей пока мало, скорее, шутки. Но даже если бы они у меня были, я бы не рассказывал вам о них, потому что нам начнут подражать!» А потом добавляет уже серьезно: «Я думаю, архитектуру важно оценивать с гуманитарной точки зрения. Если проектируя, вы думаете только о красивой форме и об эстетическом удовольствии, это абсурд! Здание можно считать настолько удавшимся, насколько оно заполняемо людьми».
С 2011 года Пьер де Мерон — член градостроительного совета фонда «Сколково».
www.en.wikipedia.org/wiki/Herzog_%26_de_Meuron
Allianz Arena, Munich, Germany 2005 (Photo GeeJo)
Parrish Art Museum, Water Mill, New York, USA,2012 (Photo Matthu Placek)
Roche Building 1, Roche Basel Site, Basel, Switzerland,Project 2009–2015
Gasklocka, a Tower for Norra Djurgårdsstaden, Stockholm, Sweden, Project 2009-ongoing






