Zaha_Hadid

Заха Хадид

Заха Хадид (Zaha Mohammad Hadid;  1950 — 2016) — британский архитектор и дизайнер арабского происхождения, представительница деконструктивизма. В 2004 году стала первой в истории женщиной-архитектором, награждённой Притцкеровской премией.

В мире архитектуры не так много женщин. Одной из них стала Заха Хадид. Она первой из представительниц прекрасного пола получила Притцкеровскую премию. На протяжении более 20 лет Заха считалась одним из самых талантливых и успешных архитекторов современности. Она создала свой собственный стиль, близкий к деконструктивизму.

Заха Хадид появилась на свет 31.10.1950 г. в семье крупного иракского бизнесмена. У отца была возможность отправить дочь на обучение в Лондон. Та постигала тонкости архитектурного искусства у таких гениев, как Рем Колхаас и Элиа Зенгелис. В 1977 году окончила Архитектурную ассоциацию в Лондоне. Карьеру начала в бюро ОМА  голландского архитектора Рема Колхаса. В 1980 году Заха Хадид основала собственную архитектурную фирму Zaha Hadid Architects. Одной из первых осуществлённых проектов Хадид становится пожарная часть мебельной компании Vitra, напоминающая бомбардировщик «Стелс» (1993). Отличительной чертой Хадид является деформация общепринятой геометрии: искажённая перспектива,  острые углы и кривые линии. Кроме архитектуры, Заха Хадид охотно экспериментирует в жанре инсталляции, а также создаёт театральные декорации, выставочные и сценические пространства, интерьеры, обувь, картины и рисунки. Читает лекции и устраивает мастер-классы по всему миру, собирая полные залы. В 2004 году стала первой в истории женщиной-архитектором, награждённой Притцкеровской премией. В 2011 году спроектировала для Наоми Кэмпбелл особняк на Рублевке в виде космического корабля, по заказу ее бойфренда российского олигарха Владислава Доронина.

Однако в начале карьеры у Хадид не все было гладко. Практикующие архитекторы называли ее чудачкой, чьи работы слишком эксцентричны, чтобы быть реализованными. Но Колхаас был не согласен с этим мнением. Он увидел в Захе талант и почувствовал в ней родственную творческую душу. Так она попала в его мастерскую.

Дочери иракского промышленника потребовалось всего 3 года, чтобы стать самостоятельной. Так в Лондоне появилась ее собственная фирма. Поначалу архитектору приходилось заниматься небольшими заказами. Фирма выполняла оформление выставок, баров и прочей “мелочевки”. Слишком радикальные художественные приемы Хадид отпугивали клиентов. Безумная геометрия Захи казалась противоречащей законам физики. Люди не верили, что такие здания могут появиться в реальном мире.

Однако эксцентричный архитектор не планировала сдаваться. Она продолжала свои творческие поиски и неоднократно выигрывала тематические конкурсы и выставки. Однако со строительством собственных проектов дела обстояли не так радужно, как с их созданием.

Такое положение вещей сохранялось до 1999 года. А потом фирма Хадид получила первый большой заказ. Заха спроектировала Центр современного искусства в одном из городов Штатов. Выбор исполнителя более чем соответствует духу здания, и результат не разочаровал. Постройка напоминает вертикальную улицу.

Строительство продолжалось 4 года, после чего к британскому архитектору иракского происхождения пришла всемирная известность. Заказы не заставили себя ждать. Они посыпались, как из рога изобилия. Стиль Захи охарактеризовали как деконструктивизм, хотя это не строгое определение. Нечто промежуточное между абстрактным и метафорическим, он уникальный.

Хадид много работала с нью-йоркским музеем Гуггенхайма. В его стенах она оформляла одну из первых крупных выставок. Мероприятие посвящалось русскому авангарду. Впоследствии Заха была назначена архитектором для очередного музея Гуггенхайма на Тайване.

Притцкеровскую премию Заха Хадид получила в Санкт-Петербурге. Стоит отметить, что архитектор нередко приезжала в Россию. Она даже организовывала мастер-классы на территории РФ. Открытость миру связана с особым видением роли архитектуры в жизни общества. Заха считала, что искусство должно объединять людей, а не разделять.

Сегодня ее авторство распространяется на многие объекты по всему миру, включая “танцующие башни” в Дубаи, ж/д станцию в Неаполе, “лежачий” небоскреб в Монпелье и т.д. Оригинальные, смелые работы Хадид всегда интересны публике.

31 марта 2016 года в возрасте 65 лет скончалась от сердечного приступа в Майами, где проходила лечение от бронхита.

В конце 2015 года  включили Заху Хадид в список 100 самых влиятельных людей в художественном мире, а журналWired — в число 100 мировых лидеров идей. В феврале 2016 года она стала первой женщиной, получившей золотую медаль Королевского института британских архитекторов (RIBA), высочайшую национальную награду. А самую престижную международную архитектурную премию — Прицкеровскую — Хадид вручили еще в 2004-м. В числе получивших ее она также стала первой женщиной. И первой мусульманкой. Премия вручалась в Эрмитажном театре. Тогда же договорились о выставке в Эрмитаже, на подготовку которой ушло 11 лет. Для Николаевского зала Зимнего дворца Заха Хадид сделала парадоксальный дизайн-проект, напоминавший в плане спираль ДНК и ленту Мёбиуса и строившийся вокруг «Черного квадрата»Казимира Малевича как точки невозврата искусства. С изучения социального эксперимента и пространственных опытов русского авангарда началось ее творчество. Никто не знал, что эрмитажная выставка станет ее последней большой ретроспективой.

Результатом 40-летней деятельности стало Zaha Hadid Architects — одно из главных мировых архитектурных бюро, базирующееся в Лондоне. К последним постройкам относятся такие гигантские комплексы, как Центр водных видов спорта в Лондоне, Оперный театр в Гуанчжоу, Центр современного искусства в Цинциннати, завод BMW в Лейпциге, небоскреб в Марселе, музей MAXXI в Риме, павильон-мост в Сарагосе, аэропорт в Пекине. Узнаваемость текучих форм, выстроенных то плавно, то резко, неожиданные развороты фасадов и прорывы объемов еще до завершения строительства сделали эти здания памятниками архитектуры. Линейные, ленточные формы опоясывают вазы, диваны, катера, автомобили, туфли и все остальное многообразие ассортимента студии Zaha Hadid Design. Ваза и небоскреб взаимозаменяемы, дело лишь в проработанности деталей.

Понятый широко как организация жизненного пространства дизайн подчиняет своим принципам архитектуру Хадид, выстроенную на основе парадоксальной геометрии. Сегодня ее стиль определяют словом «параметризм»: архитектурой управляет сложное математическое уравнение, ведущее эволюцию формы с безупречной последовательностью. Математика, которую Хадид изучала до занятий архитектурой, лежит в основе ее творчества. Оставалось правильно применить ее на практике, и здесь определяющим стало ее знакомство в 1970-х и дальнейшее многолетнее партнерство с Ремом Колхасом, Бернардом Чуми и Элией Зенгелисом. Сохранить свое чувство формы и последовательно выстроить свой стиль на закате постмодернизма было непросто, но Хадид это удалось.

Заха Хадид легко и естественно вошла в мировую архитектурную элиту. О поразительной «женщине-архитекторе» писали все больше, а она ненавидела саму эту формулу, считая, что профессионализм не связан с полом. По-настоящему заговорили о ней в конце 1980-х, после того как легендарный Филип Джонсон взял ее странные измельченные рисунки на выставку «Деконструктивизм в архитектуре», которую он курировал в нью-йоркском Музее современного искусства. К тому времени Хадид активно преподавала, меняя профессорский пост Кензо Танге в Гарвардской школе дизайна на кафедру Салливана в Университете Иллинойса. Большие заказы пришлись на самый конец 1990-х. За ними последовали первые 15 лет миллениума, ознаменовавшиеся яркими безостановочными стройками по всему миру.

На эрмитажной выставке мы видели, как ее работы — от экстравагантных ювелирных украшений до атлантических яхт — повергают зрителей в состояние полного восторга. Ведь они являют собой подлинный образ будущего, которое наступило уже сегодня, позволяют ощущать его на кончиках пальцев. В отличие от великих «бумажных» фантазеров, таких как Антонио Сант-Элиа или Яков Чернихов, ей выпало счастье по-настоящему строить, воплощая в материале великие формотворческие и урбанистические мечты. Язык ее архитектуры далек от повседневных требований, элементы зданий живут невозможной жизнью, а функциональное меняется местами с декоративным. В итоге строительная практика и бытовые потребности уступают место архитектуре как таковой, которая доминирует в ее постройках на правах чистой и неприкосновенной идеи. Та же идея Архитектора с большой буквы доминирует и в ее дизайне, который заставляет обратиться к самой сути декоративизма.

Многочисленных учеников и последователей Хадид завораживают ее преданность языку русского авангарда и свободная сила выражения. Всем своим творчеством она сумела доказать естественную близость и взаимозаменяемость этих двух понятий. А также необходимость для архитектора настаивать на своем, пусть совершенно безумном видении мира. Для тысяч студентов (а особенно студенток) архитектурных факультетов судьба Захи Хадид, женщины родом из Багдада, сумевшей войти в десятку главных зодчих столетия, навсегда останется стимулом к творческой настойчивости и символом всепобеждающей свободы.

https://en.wikipedia.org/wiki/Zaha_Hadid

www.zaha-hadid.com

Heydar_Aliyev_Cultural_Center_2012Heydar Aliyev Cultural Center, Baku, Azerbaijan, 2012

messner-mountain-museum-corones Bolzano Ialia 2015 Photo Werner HuthmacherMessner Mountain Museum Corones, Bolzano, Ialia, 2015 (Photo Werner Huthmacher)

port-house-Antwerp_2009-Render-2Antwerp, Belgium, 2009 –

thyssenkrupp-headquarter Essen Germany 2006-renderThyssenkrupp Headquarter, Essen, Germany, 2006, render

abu-dhabi-performing-arts-centre_2007_render_2Abu Dhabi Performing Arts Centre, Abu Dhabi, UAE, 2007, render

burnham-pavillion Chicago 2009 Photo Roland HalbeBurnham Pavillion, Chicago, USA, 2009 (Photo Roland Halbe)

capital-hill-residence moscow2 render 2011Capital Hill Residence, Moscow, Russia, 2011, render

40-этажный отель в Макао, Китай
40-этажный отель в Макао, Китай
Esfera City Center в Монтеррее (Мексика)
Esfera City Center в Монтеррее (Мексика)
Opus Office Tower в Абу-Даби, ОАЭ
Opus Office Tower в Абу-Даби, ОАЭ
Opus Office Tower в Абу-Даби, ОАЭ
Opus Office Tower в Абу-Даби, ОАЭ
башня One Thousand Museum
башня One Thousand Museum
Галерея Серпентайн от Zaha Hadid Architects
Галерея Серпентайн от Zaha Hadid Architects
Жилой дом в Манхэттене, США
Жилой дом в Манхэттене, США
Золотая станция метро в Эр-Рияде, Саудовская Аравия
Золотая станция метро в Эр-Рияде, Саудовская Аравия
Международный центр культуры и искусства Чанша, Китай
Международный центр культуры и искусства Чанша, Китай
Международный центр культуры и искусства Чанша, Китай
Международный центр культуры и искусства Чанша, Китай
Многоцелевой комплекс Beko Masterplan в Белграде, Сербия
Многоцелевой комплекс Beko Masterplan в Белграде, Сербия
Музей транспорта Риверсайд в Глазго
Музей транспорта Риверсайд в Глазго
Небоскребы Signature Towers в Дубае, ОАЭ
Небоскребы Signature Towers в Дубае, ОАЭ
Олимпийский стадион в Токио 2020, Япония
Олимпийский стадион в Токио 2020, Япония
Олимпийский стадион в Токио 2020, Япония
Олимпийский стадион в Токио 2020, Япония
Супер-яхта от Zaha Hadid и Blohm + Voss
Супер-яхта от Zaha Hadid и Blohm + Voss
Супер-яхта от Zaha Hadid и Blohm + Voss
Супер-яхта от Zaha Hadid и Blohm + Voss
Супер-яхта от Zaha Hadid и Blohm + Voss
Супер-яхта от Zaha Hadid и Blohm + Voss
Download documents